О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Не долетим до середины

Недостающие в бюджете деньги минфин и независимые эксперты предлагают искать на дальних авиаперевозках и в карманах чиновников. Это - часть предложений, которые содержатся в проекте доклада по оптимизации расходов федерального бюджета

Недостающие в бюджете деньги минфин и независимые эксперты предлагают искать на дальних авиаперевозках и в карманах чиновников. Это - часть предложений, которые содержатся в проекте доклада по оптимизации расходов федерального бюджета.

Речь идет о том, что может быть отменена или реформирована программа по субсидированию авиаперевозок на Дальний Восток. А срок действия программы по субсидированию региональных перевозок предлагают привязать к окупаемости - если в течение двух лет маршрут не стал приносить прибыль, его просто закроют. Сейчас в бюджете на 2013-2020 годы на обеспечение доступности воздушных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно заложено около 25 миллиардов рублей. Право на льготы имеет молодежь до 23 лет и пенсионеры, с апреля по октябрь билеты им продают с 50-процентной скидкой.

Авторы доклада предлагают сузить срок субсидий, давая их только в низкий сезон и для еще более ограниченной категории граждан - например, ветеранов.

Другой вариант - льготы отменить, но параллельно убрать НДС при покупке или лизинге воздушных судов. Это будет стимулировать авиакомпании покупать новые самолеты, что уменьшит их издержки при эксплуатации судов, в итоге билеты, в том числе для дальневосточников, подешевеют, рассуждают авторы предложений.

Еще один блок предложений по авиаперевозкам - изменить схему субсидирования внутрирегиональных перевозок, взять за основу американский опыт и оплачивать компаниям рейсы, а не количество перевезенных пассажиров. Это позволит "раскатать" региональные маршруты, но, в отличие от американской модели, срок предоставления субсидий предлагается ограничить. Если за два года маршрут не стал самоокупаемым, помощь государства прекращается. С идеей по изменению схемы субсидирования региональных перевозок эксперты "РГ" соглашаются. Такие варианты уже обсуждаются в минтрансе. Но если лишать госпомощи неокупаемые маршруты через два года, значительная часть Сибири и Дальнего Востока останется без связи. Отведенного времени может хватить, чтобы подтолкнуть развитие маршрутов между большими городами, но когда небольшие самолеты летают в отдаленные населенные пункты, без дотаций не обойтись. Это касается не только России, на Аляске тоже нет окупаемых маршрутов.

Вряд ли можно считать полноценной заменой льгот дальневосточникам и отмену НДС, как предлагают авторы предложений об экономии. Это повысит безопасность полетов, будет стимулировать обновление парка, но вовсе не обязательно приведет к снижению стоимости тарифов. Либо снижение стоимости билетов должно быть обязательным условием для обнуления ставки. Между тем, как свидетельствуют данные Росавиации, дальневосточная программа востребована - на середину августа на нее было потрачено уже более 80 процентов выделенных на год денег, перевезено более 268 тысяч пассажиров.

Предлагаемые меры по оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти содержат конкретные расчеты. Главный посыл - сокращение численности ведомств. Мелкие ведомства предлагается присоединить к крупным и сэкономить деньги за счет "экономии от масштаба". Расходы на одного чиновника в федеральных министерствах с минимальной численностью - до 500 человек - в 1,5-2,5 раза выше, чем в больших министерствах, подсчитали составители предложений. В год можно сэкономить 1,65 миллиарда рублей. Еще 4,5 миллиарда рублей останется в казне, если реорганизовать федеральные агентства, не участвующие в предоставлении госуслуг. Сейчас, выяснили авторы доклада, из 25 федеральных агентств 6 не предоставляют ни одной госуслуги, еще 5 оказывают 1-2 госуслуги.

Их функции предлагается передать министерствам. Если ликвидировать все агентства, экономия может составить 20 миллиардов рублей ежегодно, подсчитали авторы доклада. За счет сокращения избыточного административно-управленческого персонала в федеральных министерствах и агентствах предлагается сберечь 6,7 миллиарда рублей начиная со второго года реализации меры. Административно-управленческого персонала, считают авторы предложений, должно быть не более 20 процентов от общей численности сотрудников. За образец они предлагают взять минфин. Если управленцев будет не более 20 процентов в федеральных службах, каждый год можно экономить 18,3 миллиарда рублей. За счет централизованной закупки товаров и услуг для госведомств предлагается ежегодно экономить 2 миллиарда рублей, централизации функций по финансово-бухглатерскому обслуживанию - еще 3,5 миллиарда рублей.

Эксперты считают, что меры по оптимизации министерств и ведомств имеют смысл только при соблюдении дополнительных условий. "Закрытие министерства или федерального агентства приведет к снижению затрат, только если будет жесткий запрет на рост затрат в оставшихся госорганах", - говорит руководитель направления "Инновации, производство и качество" Русской школы управления Константин Тютюнов. Вывод о будущей экономии можно делать только на сравнении совокупных расходов на все виды чиновничества, а такие цифры, по словам эксперта, никогда не публиковались". "Опытные чиновники умеют публично сократить одну статью, увеличивая в разы затраты по другой статье. И заявленные в прошлые годы кампании по сокращению армии чиновников чаще всего приводили к их увеличению. Сократят отдел или департамент, но взамен открывают фонд господдержки. Или заявляют о сокращении служащих на уровне субъекта, но передают полномочия на муниципальный уровень с соответствующим расширением их штата", - делится наблюдениями Тютюнов. Еще одним путем скрытого увеличения числа чиновников является деприватизация, говорит эксперт: "Государственные корпорации и предприятия, по сути, те же чиновники, но почти без ограничений на их содержание"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка