О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС-2013. Отраслевой слет на смену ярмарке тщеславия

Очередной авиасалон МАКС-2013 открылся тихо и без громких контрактов, не так, как предыдущие. Салон проходит в атмосфере ритмичной, спокойной и не всегда заметной неподготовленному глазу работы отрасли. Наше авиастроение потихоньку становится единым орган

Очередной авиасалон МАКС-2013 открылся тихо и без громких контрактов, не так, как предыдущие. Салон проходит в атмосфере ритмичной, спокойной и не всегда заметной неподготовленному глазу работы отрасли. Наше авиастроение потихоньку становится единым организмом, и лучше всего это можно понять, прогулявшись по экспозиции на летном поле ЛИИ им.М.М.Громова в Жуковском.

Нет, горячие новинки тоже есть, и они заметны. Новый Су-30СМ, который на самом деле - хорошо знакомый "индиец" Су-30МКИ, надевший красные звезды. Нов он тем, что экспортный товар пошел-таки в отечественную авиацию. В пилотажной программе - показали групповой полет сразу трех ПАК ФА. Одной из настоящих премьер стал первый публичный показ зенитно-ракетной системы С-350Е "Витязь", сменщика хорошо изученного в России и за рубежом семейства С-300П.

Где-то в фоновом режиме салона заключаются контракты - и опять "гражданка" опережает военных: в списке заказов "Суперджеты" и коммерческие вертолеты. Крупный контракт ОАК в интересах ВВС пока один, но примечательный: 85 млрд рублей на сервисное сопровождение авиатехники.

Но куда больше интересного - на стендах и в экспозициях комплектаторов и предприятий кооперации. Многомиллиардные заказы на боевые самолеты и гражданские лайнеры, ставшие событиями первой линии на салонах 2009 и 2011 годов, стронули-таки целую лавину не таких ярких и эффектных, но от того не менее важных разработок.

Этот МАКС - не салон титанов отрасли, прославленных КБ и головных разработчиков ракетного оружия. Это слет тех, кто и должен делать их изделия по-настоящему новыми и конкурентоспособными. Например, радиоэлектронщиков или производителей новых сплавов и композитов.

"Второй и третий уровень косынки кооперации" - звучит несколько заскорузло, на "промышленном русском", но именно от жизнеспособности этих предприятий зависит и судьба мегапроектов великанов отрасли.

Да и великаны ведут себя куда более скромно и буднично. Скажем, вот та же ЗРС "Витязь" - а, спрашивается, где традиционная линейка тяжелых ЗРС концерна "Алмаз-Антей"? Ладно С-300ПМУ-2 "Фаворит" ("Витязь" как раз позиционируется сменщиком "трехсотки"), но почему нет С-400? А что в ней нового, улыбаются представители концерна, вы идите, на "Витязь" посмотрите.

Ну да, что в ней нового, в самом-то деле? Мимо своих войск не пройдет, гособоронзаказ подписан на годы вперед, а на экспорт С-400 пока не продают - элементарно нет мощностей, их спешно строят. Да и доработать кое-что бы не мешало, например, до сих пор не ясно, что там с готовностью к серийному производству дальнобойной ракеты 40Н6, но это уже детали рабочего процесса.

Отношение к формированию экспозиции и самопрезентации разработчиков совершенно не сравнить с тем, что было 15 и даже еще 7-8 лет назад, когда за любым потенциальным заказчиком бегали с голодными глазами толпы "головников", готовых доделывать свои сырые "уникальные, не имеющие аналогов" прототипы на любых условиях, лишь бы получить хоть какие-то контракты. Теперь сильные уже могут выбирать, а слабых почти не осталось.

Перед нами чуть ли не впервые на летном поле ЛИИ разворачивается не ярмарка тщеславия, на которой разработчики техники толкаются локтями, отчаянно пытаясь "впарить" хоть какому-нибудь заказчику хоть что-нибудь. На МАКСе-2013 начинает складываться образ занятой и размеренно работающей отрасли - загруженного заказами авиаракетостроения с восстанавливаемыми технологическими цепочками. Не во всем, не до конца, не везде - но мозаика отраслевого организма потихоньку собирается из того хаотического вороха осколков, который представлял собой авиапром конца 90-х.

Вопрос в том, хватит ли импульса для перехода авиаракетостроения к устойчивому органическому росту, обновлению мощностей, подготовке кадров и разработке новых технологий.

Или когда "морковка" гособоронзаказа и центрального финансирования разработки гражданских лайнеров иссякнет, мы опять увидим толпы оголодавших интеграторов, обвешанных моделями всей своей продуктовой линейки с 198… года и с напильником наперевес готовых доводить все это по первому движению брови потенциального источника инвалюты?...
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка