О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКСимальный эффект

За неделю Россия продала самолетов на 3,5 миллиарда долларов

Авиасалон в Жуковском впервые открылся в 1993 году и с тех пор серьезно вырос. В этот раз МАКС, который организуют каждые два года, проработал с 27 по 1 сентября. Он привлекает как знатоков авиатехнологий, так и обычных посетителей: авиасалон в Жуковском - не только выставка, но и зрелищное шоу, на котором свое мастерство демонстрируют русские и зарубежные пилотажные группы.

В тройке авиасалонов-лидеров

По оценкам экспертов, 2013 год был довольно успешным для выставки. Участие в ней приняли более тысячи предприятий. Третья часть из них - иностранные компании из 40 стран мира (из Америки в этот раз никого не было). Однако основу составили 6 холдингов, входящих в "Ростех", который в России концентрирует около 70 процентов всего авиапрома.

- Хотя МАКС по большей части ориентирован на гражданский авиапром, присутствие на этом салоне для нас обязательно, - отмечает генеральный директор "Корпорации "Аэрокосмическое оборудование" Юрий Заплаткин. - В первую очередь потому, что на нем обсуждаются перспективы отечественного и зарубежного авиастроения, оценка которых как раз и позволяет правильно выстраивать нашу производственную программу. И, конечно, особенно ценен тот факт, что организатором МАКСа является госкорпорация "Ростех": благодаря этому у нас есть возможность понять, каковы реальные потребности наших заказчиков и в настоящее время, и в ближайшем будущем.

Во время авиасалона были заключены контракты больше чем на 21 миллиард долларов. Многие участники отметили, что в этом году МАКС стал не только авиационным фестивалем, а серьезной бизнес-площадкой, отразившей процессы, происходящие в авиастроении и смежных отраслях. Так, в рамках МАКСа состоялось общее отчетно-выборное собрание Национальной ассоциации авиаприборостроителей (НААП), на котором большинством голосов были продлены полномочия президента Ассоциации Сергея Бодрунова.

Кроме того, авиасалон приобрел собственное лицо. Организаторы перестали делать из МАКСа копию авиасалонов "Фарнборо" и "Ле Бурже". Это пошло мероприятию на пользу. Теперь МАКС уверенно держит третье место в иерархии международных авиасалонов.

- Участие в признанных международных выставках очень важно для предприятий авиастроительной отрасли, - считает директор департамента информации, пресс-службы, рекламы и выставочной деятельности ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" Юлия Черво. - Это свидетельствует о качестве продукции, тем самым повышается статус ее производителя.

Одним из самых интересных и необычных был павильон, представляющий объединенную экспозицию ОАО "Концерн "Радиоэлектронные технологии", где также была представлена продукция ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" - в том числе знаменитые "черные ящики" завода "Измеритель".

Эти приборы сегодня оснащены уникальной теплоизоляционной оболочкой, которая обеспечивает полную защиту при воздействии температуры в 1100 град С и ударных нагрузках с ускорением 3400 g (для сравнения: 1100 град С - температура, при которой происходит кремация). "Черные ящики" успешно прошли испытания в составе бортового комплекса самолета Су-27 и стали отправной точкой для создания целого ряда бортовых систем контроля и регистрации, которые, кстати, тоже были представлены в павильоне.

Як-130 - лучший в своем классе

Еще одной из "фишек" МАКСа стала экспозиция, организованная ДОСААФ в честь 100-летия маршала авиации Александра Покрышкина. Был построен настоящий полевой аэродром времен Великой Отечественной войны. На площадке выставили ретросамолеты - И-153 "Чайка", По-2 и легендарный МиГ-3. Дополнили экспозицию ретроавтомобили, а изюминкой стала армейская палатка, в которой детально воссоздали командный пункт эскадрильи.

Вообще, МАКС-2013 отличился тем, что на нем были представлены сразу несколько новинок техники и вооружений. Так, например, вертолет Ми-171А2 Улан-Удэнского завода. Об этом вертолете говорили немало еще на французской выставке в Ле Бурже. Специалисты интересовались: когда же можно будет увидеть разработку российских авиаторов. Неудивительно, что опытный образец долгожданного вертолета вызвал огромный интерес.

По цене новый вертолет, как обещают его производители, не будет слишком сильно отличаться от стоимости предыдущих моделей. Зато разница в качестве весьма существенна.

- От прежних модификаций в Ми-171А2 остался только фюзеляж. Произошла замена трансмиссии, двигателей, лопастей, авионики. Практически это новый вертолет, - объяснил управляющий директор Улан-Удэнского авиазавода Леонид Белых.

История разработки этой машины наглядно демонстрирует, что российская экономика все-таки переходит на современные рельсы. На разработку новой модели были выделены деньги из прибыли завода-производителя и "Вертолетов России", полученные от продаж предыдущей версии вертолета.

Премьерой МАКС-2013 называют и учебно-боевой Як-130. Этот самолет считается лучшим учебным самолетом среди аналогов. Сейчас 34 таких машины находятся в Борисоглебском высшем военном училище летчиков. А в будущем учебно-боевые Як-130, возможно, станут поступать в войска уже в качестве полноценных легких боевых крылатых машин.

В ходе работы авиасалона иностранные гости смогли совершить на Як-130 ознакомительный полет. Особенность этой машины - способность имитировать управление целым рядом российских и некоторых зарубежных истребителей. То есть имеется возможность почувствовать себя пилотом, например, Су-30МК.

Россия продает России

Продемонстрировали на авиасалоне и еще одну гордость российских разработчиков - сверхманевренный истребитель Су-30СМ. Этот самолет сейчас поступает на вооружение Военно-воздушных сил России. Опробовавшие машину пилоты группы "Русские витязи" высоко оценили качества истребителя.

Для компании "Сухой" МАКС прошел успешно. На авиасалоне компания подписала контрактов, соглашений и меморандумов на более чем три с половиной миллиарда долларов США. Правда, почти все партнеры "Сухого" - россияне.

Первые шесть самолетов компания продала, как только МАКС начал свою работу. Почти сразу же был заключен трехсторонний договор между ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", авиакомпанией "ЮТэйр" и ОАО "ВЭБ-Лизинг" на поставку авиакомпании шести самолетов.

Еще 20 самолетов приобрела компания "Ильюшин Финанс Ко", один - Рособоронэкспорт.

Серьезный меморандум был заключен между компаниями "Сухой" и "Сбербанк Лизинг". В рамках соглашения о продвижении техники в скором будущем заказчикам на территории России и в других странах в аренду могут быть предоставлены до 50 самолетов.

С зарубежными партнерами твердых контактов заключить не удалось. Зато в активе "Сухого" - соглашение о намерениях в области финансирования и лизинга пяти самолетов с литовской компанией AviaAM Leasing.

Кроме того, Рособоронэкспорт продолжает переговоры с Пекином о закупке 24 истребителей Су-35 - уникальной машины, которая, по сути, является переходной моделью к истребителям пятого поколения. Навигационный комплекс Су-35 автономно определяет положение самолета без использования спутниковых систем и даже в отсутствие связи с наземными службами. Самолет способен без дозаправки пролететь более 3,5 тысяч километров.

Больше 10 таких машин стоят на вооружении отечественных Военно-воздушных сил. Китайцы уже готовы приобрести эти самолеты. Кроме того, обсуждается и вопрос вооружения самолетов. В частности, китайская сторона хочет оснастить Су-35 новыми видами оружия от корпорации "Тактическое ракетное вооружение".

Экзамен для "Рысачка"

Еще одна любопытная новинка, представленная на авиасалоне, - двухмоторный самолет "Рысачок". Первоначально он создавался как учебный самолет для гражданской авиации. В 2007 году планировалось, что он станет "выпускным" самолетом при подготовке курсантов летных училищ. Однако потом Минобороны пересмотрело свое мнение, решив попробовать использовать "Рысачка" в патрульно-разведывательном, поисково-спасательном и в учебном направлениях.

"Изюминка" самолета - стеклянная кабина, оборудованная современными приборами, два двигателя и большая грузовая дверь, через которую возможно десантирование парашютистов. Кроме того, "Рысачок" - довольно маневренный, компактный и обладает мощным шасси, что важно при посадке на грунт.

Этот легкий многоцелевой двухмоторный турбовинтовой самолет, спроектированный фирмой "Техноавиа", был рассчитан на двух пилотов и пятерых курсантов. В гражданской авиации он может вместить до десяти пассажиров.

Интересно, что изначально "Рысачок" был покрашен в цвета российского триколора. Для участия в выставке МАКС-2013 самолет перекрасили в камуфляжные цвета. Окончательное решение об использовании "Рысачка" Минобороны примет после специальных испытаний.

Интерес специалистов вызвала и экспозиция основного российского разработчика и изготовителя комплексов и систем ПВО концерна "Алмаз-Антей", который представил зенитную ракетную систему С-350Е "Витязь". Она заменит снимаемые с вооружения зенитно-ракетные системы С-300.

С-350Е предназначена для защиты объектов от массированных ударов современных средств воздушного нападения, включая тактические и оперативно-тактические баллистические ракеты. Кроме того, система способна одновременно отражать удары различных типов средств воздушного нападения с любых направлений во всем диапазоне высот их полета в любых погодных условиях днем и ночью в сложной помеховой обстановке. Время приведения "Витязя" в боевую готовность - не более 5 минут.

Петербургские перспективы

МАКС-2013 ознаменовался и целой серией крупных международных соглашений в сфере гражданской авиации. Так, холдинг "Вертолеты России" и компания Vertical de Aviacion (Колумбия) подписали контракт на поставку 5 вертолетов Ми-171А1 и 5 Ка-62, а Airbus и ВСМПО АВИСМА - дополнение к действующему до 2020 года контракту на поставку штамповок для самолетов А320neo и А350-1000.

Как подчеркнул старший вице-президент по закупкам и материалам Airbus Оливье Кокиль, "это новый шаг в укреплении наших отношений, который свидетельствует о серьезности намерений развивать долгосрочное партнерство".

В свою очередь, компания Honeywell Aerospace выбрана поставщиком более 300 турбовинтовых двигателей - их будут использовать для модернизации парка самолетов Ан-2. А холдинг "Авиационное оборудование", входящий в "Ростех", и компания Boeing подписали меморандум о взаимопонимании: российская сторона намерена принять участие в работах по созданию опоры и системы управления шасси для ведущего мирового производителя пассажирских самолетов.

В ходе авиасалона, госкорпорация "Ростех" и Bombardier подписали меморандум о намерениях по созданию совместного предприятия в России, которое будет выпускать самолеты Q400: в планах "Ростеха" начать их сборку уже через 1,5 года. В течение 2014-го стороны построят завод в Ульяновске (инвестиции составят около 100 млн долл.), на котором с 2015 года и начнется локализация сборки самолетов: их планируют выпускать максимум 24 в год.

Возможно, в этом процессе сможет принять участие и Петербург. В конце августа наблюдательный совет Особой экономической зоны Петербурга одобрил 4 инвестпроекта на общую сумму около 1,5 миллиардов рублей, один из которых как раз и предусматривает производство запчастей для самолетов. В частности, речь идет об изготовлении трубопроводов для всех типов летательных аппаратов: проект намерены реализовать к 2017 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «МК в Питере». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка