О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бенефициаров подвели под раскрытие

Государство отчаялось дождаться раскрытия бенефициаров аэропорта Домодедово по доброй воле или с помощью Генпрокуратуры и решило сделать это через специальный закон

Государство отчаялось дождаться раскрытия бенефициаров аэропорта Домодедово по доброй воле или с помощью Генпрокуратуры и решило сделать это через специальный закон. По нему владельцев аэропортов с нераскрытыми бенефициарами планируется штрафовать или лишать права голоса. Определять бенефициаров в таком случае будет ФСБ в ходе "оперативно-розыскных мероприятий".

Минэкономразвития представило на общественное обсуждение проект закона, по которому владельцам особо значимых объектов транспортной инфраструктуры придется раскрывать конечных бенефициаров. В список вошли международные аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы, станции и ряд других объектов. В пояснительной записке говорится, что раскрывать информацию следует как "на текущей основе, так и по запросу уполномоченного органа". Нарушение требований грозит санкциями. Нераскрытые собственники (физические и юридические лица) могут лишиться права голоса на общем собрании акционеров. Также предлагается ввести штрафы для должностных лиц в размере 40-50 тыс. руб., а для юридических - 300-500 тыс. руб. Определять бенефициаров будут оперативные подразделения органов ФСБ в ходе "оперативно-розыскных мероприятий".

Планы по раскрытию бенефициаров напрямую связаны с развитием московского авиационного узла (МАУ). В ходе июльского совещания по развитию МАУ президент Владимир Путин заявил, что все участники проектов должны "находиться в российской юрисдикции и с известными бенефициарами". По словам господина Путина, "важно четко понимать, кто, за чей счет, в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры и за что отвечает в конечном итоге".

Наибольшие вопросы у российских властей уже давно вызывает структура собственников Домодедово. В 2011 году тогда президент Дмитрий Медведев после теракта в аэропорту заявил, что за происшедшее "должны ответить все, кто имеет отношение к компании, принимает решения, и менеджмент самого аэропорта". Президент поручил прокуратуре найти владельцев Домодедово, но сделать этого не удалось, признавал заместитель генпрокурора Александр Буксман.

В ходе подготовки к несостоявшемуся в итоге IPO Домодедово весной 2011 года компания назвала единственным бенефициаром главу совета директоров аэропорта Дмитрия Каменщика. Но сам топ-менеджер тогда сказал, что "аэропортовый комплекс состоит из множества юридических лиц, а у разных юридических лиц есть различные собственники". В Домодедово "Ъ" вчера сообщили, что аэропорт всегда соблюдал и продолжит соблюдать все требования законодательства.

Офшорам также принадлежит "Внуково-инвест" (владеет 25% акций аэропорта Внуково). Кипрская Morimoto Limited владеет 79,93% акций и продолжает выкупать бумаги у миноритариев. Известно, что одним из конечных собственников "Внуково-инвест" является глава совета директоров аэропорта Виталий Ванцев, но сколько именно акций он контролирует и кто его партнеры - не раскрывается. Господин Ванцев вчера в очередной раз отказался рассказать "Ъ" о своих партнерах, но заявил, что "госорганы уже знают структуру собственников Внуково".

Но сохраняющим тайну бенефициарам грозят не только штрафы и лишение права голоса - их активы могут лишиться финансирования инфраструктуры со стороны государства. В аэропортах это, например, взлетно-посадочные полосы, которые планируется передавать в концессию. Планировалось, что государство выдаст концессионерам долгосрочные кредиты из средств пенсионных накоплений на 20-30 лет под ставку "инфляция плюс 1%". В плане развития московского авиаузла (копия есть у "Ъ") средства предлагается взять в Фонде национального благосостояния (ФНБ) на возвратной основе. Соответствующие изменения планируется внести в Бюджетный кодекс весной 2014 года. Как пояснил источник "Ъ", знакомый с материалами, на покрытие дефицита средств на развитие МАУ необходимо 220 млрд руб. Объем средств ФНБ определится после того, как будет прописан предмет концессии и условия его развития - реконструкция или новое строительство.

В Минфине "Ъ" сообщили, что не рассматривают использование средств ФНБ на проекты, за исключением уже одобренных (ВСМ, ЦКАД и Транссиб). Но, по мнению источника "Ъ", правительство может увеличить объем средств ФНБ. Сама передача имущества в концессию может состояться без конкурса, чтобы "действующие операторы имели преимущественное право", говорит собеседник "Ъ". В течение 2014 года будет консолидировано государственное имущество всех трех аэропортов. В 2015 году их аэродромное имущество будет сдано в концессию. К тому времени новый закон о раскрытии бенефициаров уже может вступить в силу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка