О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Малая авиация ждет региональную программу поддержки

Самарский Минпром разрабатывает концепцию региональной программы поддержки авиации общего назначения

Областной Минпром разрабатывает концепцию региональной программы поддержки авиации общего назначения (малой авиации). Программа поможет региону закрепиться в качестве ведущего центра по производству легкомоторной авиатехники.

Готовят новую программу

На XI Международном авиакосмическом салоне МАКС-2013 самарцы представили сразу 10 оригинальных разработок - 9 легких самолетов и один вертолет. Как сообщил министр промышленности и технологий Самарской области Сергей Безруков, чтобы обеспечить развитие авиации общего назначения (АОН) областной Минпром планирует уже в этом году представить на рассмотрение губернатору Николаю Меркушкину концепцию региональной целевой программы по ее поддержке.

Подобная программа в нашем регионе уже действовала с 2001 по 2008 годы. Это был первый в России опыт создания таких программ. Тогда из областного бюджета на ее реализацию выделили 19,8 млн рублей, а в Самаре прошло 4 региональных авиасалона малой авиации. Как один из результатов - количество малой авиационной техники, производимой на предприятиях Самарской области, увеличилось с 17 самолетов в 2001 году до 29 самолетов в 2007 году.

Организационная поддержка на всех уровнях власти помогла, например, НПО "АэроВолга" развернуть производство легких самолетов-амфибий ЛА-8, а также построить первую очередь аэродромного и производственного комплекса в районе поселка Красный Яр. Здесь организован полный цикл производства авиатехники - от разработки и научных исследований до испытаний, в том числе летных, а также сервисного обслуживания. И "АэроВолга" уже есть чем гордиться: самарский самолет-амфибия ЛА-8 успешно эксплуатируется не только в России, компания имеет представителей в Индокитае, Латинской Америке, Северной Африке.

Однако вот уже пять лет самарские предприятия развиваются без какой-либо региональной программы господдержки, и сегодня необходимость в ней ощущается все сильнее.

Отстаем от Чехии

Сегодня в России зарегистрировано всего около 3 тысяч частных легких воздушных судов, из них 271 - в Московской области, приводит данные Федеральной налоговой службы директор национальной ассоциации производителей АОН Сергей Арасланов. В то же время эксперты ассоциации подсчитали, что с учетом роста благосостояния россиян и развития аэродромной сети в стране уже сегодня в собственности у частников могло бы быть от 10 до 13 тысяч легких самолетов и вертолетов. И российские бизнесмены давно готовы зарабатывать на их разработке и производстве. Что же мешает?

Прежде всего, слишком сложна и дорога процедура сертификации легких воздушных судов. По словам главного конструктора НПО "АэроВолга" Дмитрия Суслакова, сертификация легкого самолета как типа обходится дорого - от $5 млн до $25 млн. Та же "АэроВолга" получает на каждый самолет сертификат единичного экземпляра воздушного судна. Здесь может помочь финансовая поддержка государства. Но если бы региональная власть помогла упростить и удешевить сертификацию, было бы лучше, считает авиаконструктор. Ведь выборочная финансовая поддержка "убивает" конкуренцию.

Еще одна проблема в том, что в России нет собственных сертифицированных двигателей для легких самолетов и вертолетов. И как раз разработчикам таких двигателей могут помочь региональные программы поддержки малой авиации. В частности, в самарскую программу 2001-2008 годов были включены и двигателисты.

Как рассказал директор по развитию тольяттинского ООО "Беркут Аэро" Дмитрий Румянцев, компания построила несколько экземпляров двухместного вертолета "Беркут ВЛ" с двигателем ConverVAZ Александра Брагина. У такого двигателя три преимущества: он дешевле иностранных, работает на автомобильном бензине, компактный и отлично подходит для разработки беспилотного варианта вертолета.

Однако двигатель Брагина не сертифицирован, а поэтому будущее своего вертолета Дмитрий Румянцев видит в сотрудничестве с американским лидером рынка авиадвигателей - фирмой Lycoming. Кстати, на МАКС-2013 "Беркутом" заинтересовались представители Adcom Systems из Объединенных Арабских Эмиратов. Арабы планируют сделать из тольяттинского вертолета боевой "беспилотник".

Дмитрий Суслаков обратил внимание на сложности с получением разрешительной документации на ввоз импортных комплектующих для авиатехники - в частности, на каждый экземпляр авиадвигателя, радиоэлектронной техники. Региональная инициатива по упрощению этих процедур тоже может помочь отечественным производителям авиатехники.

Кадры решают все

Однако, как бы мы ни поддерживали отечественных производителей, без мощного притока подготовленных кадров малая авиация развиваться не будет. Нужны грамотные пилоты частных самолетов, нужно, чтобы молодежь пошла в авиацию.

"Сегодня с нехваткой квалифицированного летного состава столкнулись и гражданская, и военная авиация России. Крупные авиакомпании уже вынуждены приглашать на работу иностранных пилотов, - говорит начальник Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России Геннадий Черковский. - Нам нужно развивать сеть учебных центров, которые готовят пилотов для авиации общего назначения. Это будет серьезным шагом в решении кадровой проблемы".

Сегодня в составе самарского аэроклуба ДОСААФ функционирует такое подразделение - Самарский авиационный учебный центр, сертифицированный по нормам гражданской авиации. Подобные структуры способны зарабатывать средства на подготовке пилотов. Однако главной проблемой для них было и остается приобретение авиатехники. И здесь была бы уместна финансовая поддержка в рамках региональной программы.

Помогая учебным центрам, регион одновременно может поддержать и местного производителя. По мнению Геннадия Черковского, для подготовки частных пилотов в Самарском учебном центре оптимальным вариантом является самолет А-27 самарской фирмы "Авантаж". Финансовые затраты на покупку новой такой машины сопоставимы с затратами на ремонт изношенных Як-52, у которых межремонтный ресурс не превышает двух лет. К тому же производитель А-27 рядом, у него хорошо отлажена система сервиса, поставки запчастей. Кроме поддержки аэроклубов и учебных центров в рамках областной программы также необходимо решить вопросы создания сети небольших местных аэродромов.

По данным Сергея Арасланова, Самарская область сегодня является ведущим центром по разработке и производству малой авиационной техники. Здесь есть все необходимое - и квалифицированные кадры, и успешные предприятия, строящие и реализующие такую технику и в России, и за рубежом. Региональная программа поддержки малой авиации поможет нам закрепиться на лидирующих позициях.

Дмитрий Румянцев, директор по развитию ООО "Беркут Аэро":

- Сегодня нет ни одного легкого российского авиадвигателя, который позволил бы нам сертифицировать наш вертолет "Беркут ВЛ" как тип. Поэтому мы разработали модификацию "Беркут ВЛ-М" с двигателем Lycoming. И несмотря на то, что это означает удорожание проекта, развитие линейки наших вертолетов мы связываем с двигателями этой фирмы. Если бы в Самарской области была программа поддержки малой авиации, какая действовала до 2008 года, - у нас были бы возможности продолжить работу с Александром Брагиным по двигателю ConverVAZ. У варианта с таким двигателем несколько важных для России преимуществ, и он самый конкурентоспособный по цене.

Геннадий Черковский, начальник Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России:

- Для полноценного развития малой авиации нужно развивать и производство отечественной техники, и сеть учебных центров, и внутрирегиональную сеть местных аэродромов. Региональная программа поддержки авиации общего назначения (малой авиации) очень нужна. И главное - она должна быть комплексной. Сегодня инициатива в разработке региональной программы поддержки АОН - у министерства промышленности и технологий. Но в этом процессе должны участвовать и Минтранс, и Минобрнауки. Тогда поддержку получат и разработчики авиатехники, и аэроклубы ДОСААФ, и учебные центры гражданской авиации.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Волжская Коммуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка