О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Резидентам ПОЭЗ "Ульяновск-Восточный" построят второй причал

На строительство инфраструктуры и расширение портовой особой экономической зоны "Ульяновск-Восточный" будет выделено дополнительно 6,9 млрд рублей

На строительство инфраструктуры и расширение портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) "Ульяновск-Восточный" будет выделено дополнительно 6,9 млрд рублей - это предусматривает проект постановления, одобренный правительством РФ. В ОАО "ОЭЗ" уверены, что дополнительные средства помогут реализовать неудовлетворенный спрос потенциальных резидентов на размещение в особой зоне. Однако эксперты, говоря о проблемах зоны, отмечают, что дальнейшие задержки со строительством инфраструктуры ПОЭЗ могут привести к потере некоторых резидентов.

Правительство РФ одобрило проект постановления о расширении территории портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) "Ульяновск-Восточный" на 214 га (второй пусковой комплекс) и ее финансирование в размере 6,9 млрд рублей. Ожидается, что само постановление будет подписано Дмитрием Медведевым в течение месяца.

Напомним, 31 декабря 2009 года по итогам конкурса Минэкономразвития было принято решение о создании ПОЭЗ со спецрежимом налогообложения рядом с международным аэропортом "Ульяновск-Восточный" (она стала единственной в России). Первый пусковой комплекс предполагал размещение резидентов ПОЭЗ авиационной направленности (авиастроение, техобслуживание и ремонт воздушных судов, изготовление авиакомпонентов и т. д.) на 120 га земель при госфинансировании строительства инфраструктуры (дороги, инженерные коммуникации) - 672 млн рублей из федерального и 320 млн рублей из регионального бюджетов. Работы по подготовке инфраструктуры начались только сейчас. В ульяновском филиале ОАО "ОЭЗ" задержку объясняют отсутствием необходимого финансирования из-за кризиса 2008-2009 годов. Между тем, несмотря на неготовность площадки, правительство региона и Корпорация развития Ульяновской области (занимается инвестициями) сумели привлечь интерес потенциальных резидентов, в результате на сегодня уже шесть компаний получили этот статус ("Авиационный завод "Витязь" - сборка самолетов DHC‑6 Twin Otter, "Волга-Днепр Техникс Ульяновск" - ТОиР широкофюзеляжных и рамповых самолетов, литовская "ФЛ Техникс Ульяновск" - ТОиР узкофюзеляжных самолетов, "ААР Рус" - логистический центр и центр ТОиР, "ИнтерАвионика" - производство и ремонт авиаприборов, "ПромТех Ульяновск" - производство самолетных электрических кабелей). Одобрение наблюдательного совета ПОЭЗ получили еще пять потенциальных резидентов, более 10 готовятся подать заявки (среди них будет и СП по сборке региональных самолетов, созданное "Ростехом" с Airbus Group или Bombardier Aerospase). "Между тем первый пусковой комплекс сможет вместить только семь-восемь резидентов. Теперь эта проблема снимается, и спрос на инфраструктуру будет полностью соответствовать предложению", - поясняет директор ульяновского филиала ОАО "ОЭЗ" Денис Барышников. Ожидается, что число резидентов может увеличиться до 53, объем частных инвестиций прогнозируется на уровне в 36 млрд рублей.

Средства, выделенные правительством РФ, будут осваиваться в течение 2014-2018 годов, хотя сами они поступят только в 2017 году. Из 6,9 млрд рублей 1,8 млрд рублей будет направлено на дофинансирование строительства инфраструктуры первого пускового комплекса. Планируется его закончить в 2014 году. Ко второму пусковому комплексу филиал ОАО "ОЭЗ" и правительство региона планируют перейти в 2015 году и закончить строительство инфраструктуры в 2016 году. Здесь, в отличие от первого комплекса, в инфраструктуру будут входить не только дороги и сети, но и объекты build-to-suite (под требования и размеры заказчика), которые останутся в собственности государства и будут сдаваться резидентам в аренду. Среди них - многофункциональный деловой центр, гостиницы, пассажирский терминал, таможня, индустриальный парк, типовые универсальные производственные помещения для малого и среднего бизнеса, а также ангары под узкофюзеляжные самолеты. По словам господина Барышникова, все эти объекты запланированы не только для обеспечения максимально комфортных условий для резидентов, но и с целью получения доходов от аренды недвижимости, "поскольку со временем все особые зоны будут выводиться на самоокупаемость".

Стоит отметить, что 30 процентов финансирования ПОЭЗ должно идти из регионального бюджета - это около 3 млрд рублей (в основном на подъездные дороги, сети, объекты социальной инфраструктуры и систему обучения персонала). Учитывая, что бюджет региона был утвержден с дефицитом в 3,4 млрд рублей, а государственный внутренний долг региона на 1 января 2014 года запланирован на уровне в 9,4 млрд рублей, исполнить эти обязательства региону будет непросто. Вице-премьер облправительства Татьяна Дейкун (курирует экономику и финансы) отмечает, что "для бюджета это будет напряженно, и начинать в 2014 году придется с небольшой суммы - около 100 млн рублей, а дальше - посмотрим". Впрочем, вице премьер Александр Смекалин уверен, что свои обязательства регион выполнит. "Возможно, придется привлекать и заемные средства, но они быстро окупятся", - заметил вице-премьер.

Гендиректор компании "Инфомост консалтинг" Борис Рыбак считает, что от решения проблем финансирования и сроков строительства будет зависеть не только будущее состояние регионального бюджета, но и наполняемость зоны резидентами, которые не могут ждать годами и могут разместиться в других местах. Кроме того, по его мнению, "уже сейчас надо решать регуляторную проблему - определять реальные преимущества налоговой системы в ПОЭЗ, поскольку декларируемые льготы нередко из-за особенностей законодательства и таможенного режима оказываются для некоторых видов деятельности недействующими, что опять же может привести к уходу инвестора"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка