О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт Шереметьево выбрал инвестора к чемпионату мира по футболу

Аэропорт Шереметьево выбрал инвестора Северной терминальной зоны

Аэропорт Шереметьево выбрал инвестора Северной терминальной зоны. Им стала TPS Avia Group Аркадия Ротенберга с партнерами. К 2017 году компания готова построить в Шереметьево новые пассажирский и грузовой терминалы, туннель между Северной и Южной зоной и альтернативный топливо-заправочный комплекс. TPS внесет в соответствующие совместные предприятия деньги объемом до 675 млн долларов, "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) - землю и инженерные сети.

Отбор не конкурс

Шереметьево предполагает построить в Северной зоне терминалы пропускной способностью 40 млн пассажиров в год. Это предусмотрено мастер-планом развития аэропорта до 2030 года. Первая очередь комплекса, рассчитанная более чем на 10 млн пассажиров, будет расположена на месте Терминала В. В этом секторе также проектируется выход из подземного тоннеля, который соединит южную и северную зоны аэропорта. Завершение строительства подземного тоннеля и нового комплекса планируется единовременно с окончанием строительства комплекса третьей взлетно-посадочной полосы.

"В рамках подготовки аэропорта к ЧМ-2018 важно создать в северной зоне в первую очередь терминал для внутренних авиалиний, - пояснял ранее ИТАР-ТАСС главный инженер МАШ Евгений Тумель, - после чего в северной зоне может быть создан еще один терминал для внутренних перевозок, а затем и международный терминал". План Шереметьево в целом - 70-75 млн пассажиров ежегодно к 2030 году.

В августе МАШ объявил о начале сбора заявок для отбора инвестора. О своей заинтересованности сообщили "Инжиниринговая компания Трансстрой" Олега Дерипаски (позднее вышла из участия), "Аэроэкспресс" (заявка была отклонена, так как компания не смогла представить информацию по опыту реализации за 10 лет не менее трех инвестпроектов), "ВТБ Капитал" (заявка была подана неуполномоченным представителем) и в последний момент - "Аэропорт Толмачево" (входит в "Новапорт" Романа Троценко, заявка отклонена, так как подана позднее установленного срока). К финальному отбору свои предложения подготовили "Аэропорт Кольцово" (входит в холдинг "Ренова" Виктора Вексельберга) и TPS Avia group Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько.

"Двухэтапная процедура отбора была выбрана в том числе, чтобы отсеять интересантов, которые хотели бы получить инсайд о Шереметьево, не собираясь серьезно участвовать", - пояснил ИТАР-ТАСС партнер международной консалтинговой компании Goltsblat BLP Виталий Можаровский, принимавший участие в подготовке конкурса. Комментируя возможные претензии к процедуре отбора, юрист добавил, что она "не подпадает под регулирование о госзакупках". "При большом желании можно сделать все, что угодно (имеется в виду - оспорить итоги - прим. ред.), - заметил Можаровский. - Но всем были представлены равные права".

Заявка победителя

Отборочная комиссия МАШ 30 сентября рассмотрена предложения, представленные обоими финалистами в виде презентаций. По совокупности оценочных критериев предложение TPS Avia Group было признано наилучшим, сообщил по итогам комиссии гендиректор МАШ Михаил Василенко.

"Аэропорт Кольцово" предложил вариант развития "Шереметьево" в целом через схему концессии на весь аэропорт. Заявка предусматривала общий объем инвестиций в размере 1,8 млрд евро (примерно совпадает с оценками Минтранса о необходимости инвестиций в МАШ до 2030 года), которые планировалось привлечь через займы. Говоря о причинах невыбора этой заявки, Василенко подчеркнул, что долговая нагрузка ОАО "МАШ" и так велика, а также обратил внимание на то, что в заявке "Кольцово" строительство тоннеля предусмотрено только после 2020 года.

TPS Avia Group заявила о готовности развивать, прежде всего, Северную зону через создание ряда совместных предприятий с МАШ. "В рамках предложенной концепции развития TPS Avia Holding готова инвестировать до 675 млн долларов в четыре проекта", - сообщили ИТАР-ТАСС в компании. Это создание пассажирского терминала на месте существующего старого терминала B (объем инвестиций - 200 млн долларов; пассажиропоток - 15 млн человек в год), грузовой терминал на 500 тыс тонн грузов (до 75 млн долларов), туннель между Северной и Южной зонами ценой в 250 млн долларов и альтернативный ТЗК (объем инвестиций - 150 млн долларов, предполагается построить в партнерстве с "Лукойл-Аэро").

"На основании нашего анализа прогноза роста пассажиропотока в Московском авиаузле все заявленные TPS Avia проекты по развитию Северного терминального комплекса планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году", - пояснили в компании.

TPS Avia заявила о готовность инвестировать собственные, не заемные средства "напрямую в уставный капитал" будущих СП, добавил Василенко. По его словам, в рамках СП ОАО "МАШ" будет заниматься, собственно, авиационным бизнесом, а TPS Avia - развитием коммерческих площадей.
О распределении долей Шереметьево и инвестора в совместных предприятиях говорить пока рано, уточняют участники процесса.

В совместные проектные компании МАШ внесет права аренды земельных участков и инженерные сети, которые необходимы для реализации проектов, пояснили в TPS. "Вносимое имущество и имущественные права будут оценены по текущей рыночной стоимости, что в итоге и определит долю МАШ в каждой проектной компании", - говорят в TPS. Такой подход позволит МАШ капитализировать права на земельные участки и инженерные сети, а доля в капитале проектных компаний позволит МАШ участвовать в принятии решений на всех основных этапах реализации проектов, считают в компании.

"Мы выбрали партнера, которого будем предлагать Росимуществу (владелец 83,04 проц МАШ - прим. ред.) для создания совместных предприятий для реализации строительных проектов, а уже Росимущество будет определять, как будут выглядеть эти проекты, каков будет уставной фонд СП", - пояснил Василенко.

Приватизация через консолидацию

По решению правительства приватизация акций Шереметьево, находящихся в федеральной собственности, должна быть проведена к 2016 году. Но пока по итогам совещания у президента Владимира Путина по развитию Московского авиаузла 3 июля 2013 года было принято решение о консолидации бизнес-периметра Шереметьево. Перечень компаний, которые должны войти в бизнес-периметр МАШ, готовят независимые консультанты, а утверждать будет Росимущество.

В периметр аэропорта, помимо некоторых дочерних компаний МАШ, могут войти и частные активы, пояснял Василенко ранее. В случае заинтересованности во включении частных компаний, работающих в аэропорте, в бизнес-периметр МАШ Росимущество предложит владельцам этих компаний войти в капитал "Международного аэропорта Шереметьево". "Речь идет о переходе на единую акцию", - говорил он, уточняя, что при согласии частные владельцы получат акции в самом МАШ за переданные в бизнес-периметр Шереметьево акции. Это будет один из этапов приватизации актива, отмечал Василенко. Пакет государства в МАШ сократится, и уже после этого государство выйдет из МАШ.

По рекомендации Росимущества вопрос о возможном включении будущих инвесторов МАШ в периметр консолидации был включен в параметры отбора. И TPS Avia готова принять участие в консолидации бизнес-периметра, сообщил Василенко по итогам отборочной комиссии. "Но здесь - на этапе этого конкурса - не решался вопрос будущей приватизации или попытки передачи Шереметьево", - подчеркнул гендиректор аэропорта.

TPS заходит

Менеджеры, связанные с Ротенбергом, Пономаренко и Скоробогатько, появились в Шереметьево еще осенью 2012 года - тогда в качестве советников гендиректора МАШ. В декабре 2012 года они вошли в правление МАШ: замом гендиректора по правовым и организационным вопросам был назначен Александр Ильин, замом по инвестициям и коммерческой деятельности - Сергей Ярышев, заместителем по экономике и финансам - Александр Олейник. Управленцы работали ранее в других проектах, связанных с Ротенбергом и его партнерами.

С начала 2013 года TPS Avia получила под контроль парковки, обслуживание VIP-пассажиров и продажу рекламы в терминале D, а также выкупила у СП "Интерроса" и "Кратоса" доли в грузовом комплексе "Шереметьево" и контрольный пакет в проекте строительства нового грузового терминала.

Однако имена конечных бенефициаров компании не раскрывались, пока в сентябре гендиректор МАШ не подтвердил, что владельцами TPS Avia Group являются Пономаренко, Скоробогатько и Ротенберг. "Да, эти три имени в документации есть", - сказал он, пояснив, что раскрытие бенефициаров - одно из требований участия компании в конкурсе на развитие новых терминалов в Северной зоне. Пономаренко участвовал в презентации заявки на финальной стадии отбора....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка