О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Госинвестиции приглашают на вылет

В правительстве не пришли к единому мнению о схеме расчета арендной платы за аэродромное имущество, выплачиваемой аэропортами государству

В правительстве не пришли к единому мнению о схеме расчета арендной платы за аэродромное имущество, выплачиваемой аэропортами государству. Вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал позицию Минтранса и операторов, предложивших взимать плату в зависимости от пассажиропотока. Но Минэкономики по-прежнему требует, чтобы при расчете арендной платы учитывались и госинвестиции в аэродромное имущество.

В пятницу на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, посвященном развитию авиаперевозок, был поднят вопрос о механизме определения арендной платы за имущество аэродромов. Эти платежи вносят операторы аэропортов. По словам главы попечительского совета Международной ассоциации аэропортов Александра Бородина, вице-премьер поддержал схему Минтранса, предложившего расчет платы по так называемому доходному методу - не более 10% от дохода главного оператора аэропорта от обслуживания взлетов-посадок. Но господин Дворкович потребовал применять схему "корректно", рассказал "Ъ" господин Бородин. Представитель вице-премьера пояснила, что обсуждение вопроса было "подготовительным" к совещанию на эту тему у премьера Дмитрия Медведева.

Сейчас единой схемы определения арендных платежей нет. Так, Шереметьево платит 210 млн руб. в год до 2051 года, Домодедово - 410 млн руб. в год до 2073 года. Ставка во Внуково - 10% выручки от аэропортового сбора по взлетам-посадкам, что в 2013 году должно составить 120 млн руб.

По предложению Минтранса ставки аренды должно утверждать Минэкономики исходя из классификации аэропортов. Они делятся на пять групп в зависимости от числа пассажиров в год: более 5 млн человек, от 1 млн до 5 млн, от 300 тыс. до 1 млн, от 100 тыс. до 300 тыс. и менее 100 тыс. человек. Арендная плата должна производиться не реже одного раза в месяц балансодержателю имущества или территориальным органам федерального казначейства.

Схема Минтранса кардинально отличается от варианта, представленного месяц назад Минэкономики. Тогда предлагалось рассчитывать платежи по формуле с учетом госинвестиций в аэродромное имущество. В Минэкономики "Ъ" сообщили, что будут "изучать доходный метод, если поступит поручение о его проработке". Но в министерстве по-прежнему считают, что "целесообразно взимать арендную плату за аэродромы в зависимости от инвестиций, вложенных государством, и срока их окупаемости". По итогам 2013 года размер госвложений в аэродромы должен составить около 27 млрд руб.

Против этого выступали аэропорты, поскольку схема могла спровоцировать рост тарифов для авиакомпаний и удорожание авиабилетов (см. "Ъ" от 4 октября). "Доходный метод", по данным "Ъ", напротив, получил поддержку. Так, гендиректор Внуково Василий Александров и президент "Новапорта" (управляет семью аэропортами) Михаил Смирнов еще в марте обращались к заместителю министра транспорта Валерию Окулову (копии писем есть у "Ъ"). По мнению господина Александрова, доходный метод является экономически обоснованным и исключает субъективные факторы, влияющие на величину арендной платы, определяемую сейчас независимым оценщиком. Господин Смирнов подчеркивал, что "принятие методики позволит снизить и оптимальным образом распределить арендную нагрузку между аэропортами разных масштабов, что стимулирует развитие региональной авиации".

В пятницу в Домодедово сообщили о готовности обсудить вариант предложенной схемы, но после получения протокола совещания. В Шереметьево и Пулково на запрос "Ъ" не ответили. В ФГУП "Администрация гражданских аэропортов и аэродромов" (за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплены 59 аэродромов из 315 существующих) отказались от комментариев.

Заместитель гендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский считает, что разница схем в том, что государство стремится окупить инвестиции, но при помощи разных механизмов - административного или экономического. Но оба варианта являются заранее проигрышными для авиакомпаний и пассажира, перевозчики не получат экономического стимула для наращивания пассажиропотока, поскольку их в любом случае ждет рост тарифов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка