О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Норникель" складывает крылья

ГМК "Норильский никель" выставила на продажу свой авиабизнес. Это авиакомпании "Таймыр" (работает под маркой NordStar) и "Нордавиа", купленная у "Аэрофлота". Крупные авиаперевозчики интереса к активам не проявляют

ГМК "Норильский никель" выставила на продажу свой авиабизнес. Это авиакомпании "Таймыр" (работает под маркой NordStar) и "Нордавиа", купленная у "Аэрофлота". Крупные авиаперевозчики интереса к активам не проявляют. Эксперты считают, что "Таймыр" и "Нордавиа" могли бы пригодится туроператорам, но и среди них найти претендентов Ъ пока не удалось

На прошлой неделе в Красноярске член правления ГМК "Норильский никель" Лариса Зелькова сообщила, что компания хочет продать свои авиационные активы. По ее словам, ГМК "в свое время зашла в этот бизнес, чтобы поддержать стабильность связи Норильска и материка". Но авиаперевозки - самостоятельный, сложный и непрофильный бизнес, так что ГМК готова "изучить варианты". "Если мы увидим, что в России есть партнеры и профессиональный профильный инвестор, заинтересованный в расширении бизнеса, то мы с интересом рассмотрим их предложения",- сказала она. Источник, близкий к ГМК, добавил, что "компания уже изучает предложения, но обязывающих документов не подписано".

В "Аэрофлоте" "Ъ" сообщили, что не рассматривают вариант покупки авиакомпаний. В "ЮТэйр" заявили, что подобные решения принимаются на собрании акционеров и предложения о покупке компании не поступали. В "Сибири" и "Трансаэро" на запросы "Ъ" не ответили.

ГМК владеет двумя авиакомпаниями. ОАО "Авиакомпания "Таймыр" (работает под маркой NordStar) создана в 2008 году, у "Норникеля" 88,1% акций. Парк состоит из десяти Boeing 737-800NG/300 и пяти ATR-42-500, выполняет рейсы из ряда сибирских городов по 44 направлениям, из которых восемь - международные, в 2012 году перевезла более 1,6 млн пассажиров и 6,6 тыс. тонн грузов. По данным СПАРК, выручка в 2012 году - 9,8 млрд руб., чистая прибыль - 232 млн руб. Источник в ГМК уточнил, что в случае продажи "Таймыра" компания планирует сохранить за собой его вертолетный парк, используемый для геологоразведки на Таймыре.

В 2011 году ГМК купила ЗАО "Нордавиа - региональные авиалинии" у "Аэрофлота" (компанию оценили в $235 млн, но с учетом ее долгов "Аэрофлот" получил лишь $7 млн). "Нордавиа" предполагалось интегрировать в "Таймыр", но этого не произошло. Сейчас "Нордавиа" выполняет регулярные и чартерные рейсы более чем в 30 российских и зарубежных аэропортов, парк - девять Boeing 737-500. По данным СПАРК, выручка в 2012 году - 4,87 млрд руб., убыток - 436,8 млн руб. Совладельцы: Кольская теплоснабжающая компания (ею паритетно владеют Кольская ГМК "Норникеля" и Мурманская область) - 47,8%, Irish Aircraft Leasing Corporation - 25%, Norilsk Nickel Logistics - 24%.

Продажа авиабизнеса соответствует новой стратегии ГМК, утвержденной в сентябре советом директоров. Она предполагает концентрацию только на "первоклассных" активах (свыше $1 млрд выручки в год, более 40% рентабельности по EBITDA) и выход из низкодоходных и непрофильных бизнесов. Помимо авиаактивов в список на продажу попали зарубежные предприятия ГМК, кроме финской Harjavalta, доли в энергокомпаниях, НПФ (переименован в "Наследие", продан в сентябре фонду UCP Ильи Щербовича). В интервью "Ведомостям" в сентябре Владимир Потанин заявил: "Дудинский порт и железная дорога, аэропорт в Норильске - важная инфраструктурная часть, а вот авиакомпания - нет".

Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий считает, что при наличии свободных средств инвестору выгоднее держать их на банковском депозите, чем вкладываться в низкомаржинальный авиабизнес. Но "Таймыр" и "Нордавиа", по его мнению, могли бы заинтересовать кого-то из крупных туроператоров. Впрочем, собеседники "Ъ" среди туроператоров пока не подтверждают интереса к авиабизнесу "Норникеля". Они говорят, что сделка была бы логична только для крупного игрока с высоким пассажиропотоком, но у основных операторов уже есть свои авиакомпании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка