О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эксперты: 23 года для самолета - это не возраст

Авиакатастрофа в Казани, в которой погибли 50 человек, произошла с 23-летним самолетом. Многие блогеры уверены, что причина случившегося в техническом состоянии судна, однако, по словам экспертов, вероятнее - ошибка экипажа

Авиакатастрофа в Казани, в которой погибли 50 человек, произошла с 23-летним самолетом. Многие блогеры уверены, что причина случившегося в техническом состоянии судна, однако, по словам экспертов, вероятнее - ошибка экипажа. Вместе с тем, специалисты предпочитают не строить версий, а дождаться, когда найдут бортовые самописцы Boeing 737.

Официальные версии

В Следственном управлении на транспорте заявили, что основными версиями авиакатастрофы остаются технеисправность самолета, а также ошибка пилотирования и неблагоприятные погодные условия. Boeing 737-500 - самый популярный в мире узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолет. Согласно техпаспорту за 23 года полетов у разбившегося лайнера было семь владельцев. Авиакомпания "Татарстан" взяла его в лизинг в 2008 году, до этого лайнер использовали еще шесть иностранных авиакомпаний, в том числе из Бразилии, где попал в аварию, Мексики и Уганды. Коммерческая эксплуатация Boeing 737-500 началась в 1990 году. Серийное производство модели продолжалось до 1999 года, за этот период было выпущено 389 самолетов. Теперь на смену Boeing 737-500 пришла модель 737-600. Стоит отметить, что в 2008 году произошла авиакатастрофа в Перми тоже с таким типом судна. Тогда причиной стала неадекватная оценка экипажем обстановки и технические проблемы. На скорости около 470 км/ч лайнер врезался в землю в двухстах метрах от ближайшего жилого дома. От удара самолет полностью разрушился, обломки загорелись. 88 человек погибли.

Блогеры и очевидцы

Одним из первых о катастрофе написал Григорий Бусарев, который летел на том самолете за четыре часа до аварии. "Так что - с днем рождения меня. Самолет был не исправен уже при посадке в Москве, мы чуть не разбились при посадке", - заявил он. Однако "трясти" в самолете может по многим причинам: например, при турбулентности. В авиационных сообществах отмечают, что командиром разбившегося самолета был Рустам Салихов, совсем недавно введенный в командиры. А пилотом он стал, переучившись из штурманов.

В Livejournal также появилось множество постов с версиями, которые, однако, отвергались профсообществом. Согласно одной из них, в диспечерской должны были знать об аварийной посадке. "Значит, переднее шасси не вышло и посадка уже была аварийной (о чем должны знать в диспетчерской). Взрыв - это если только его пополам разломило, что мне очень сомнительно при такой загрузке самолета. Боковой ветер и обледенение сомнительны при таких "симптомах", - отмечает пользователь maxi_funy. Однако другой блогер mr_remont , имеющий отношение к авиации, заявляет, что после потери скорости, самолеты этого типа сами направляют "нос" вниз. "Рули еще не эффективны. Уход на "второй" при не посадочной, подразумевает набор до высоты круга. На рудах есть такая кнопка уход (ToGA), но от нее толку ноль, если до этого выключили автомат поддержания скорости, чтобы при заходе в болтанке держать чуть большую скорость. С высоты 300-500 м разлет обломков, полностью соответствует картине, как и место падения", - пишет он.

Среди других возможных технических проблем называют проблемы с закрылками, а также обледенение отдельных частей самолета. "40% - обледенение хвостового оперения, 30% - обледенение крыла (возможно, в сочетании с уборкой закрылков), 10% - какая то совсем невероятная ошибка КВС, 5% - какой-то отказ техники, 15% - остальные вероятности", - предположил stranger267 на авиационном форуме.

Эксперты

"Самолеты такого типа рассчитаны на срок от 30 до 35 лет. Потом они переходят в грузовые. И еще служат до 50 лет. 23 года - это не совсем большой срок", - рассказал РБК daily летчик-испытатель, заместитель генерального директора - начальник летно-испытательного центра Государственного НИИ гражданской авиации Рубен Есаян. Он также опроверг версию о недостаточной проверке судна в столичном Домодедово. "Не могло случиться такого, экипаж об этом обязательно говорит. Я слышал людей, которые туда летели, что их толкало, трясло, но не думаю", - добавил он. "Что касается причин, пока рано, пока не найдут бортовые самописцы, не будет ясно, что произошло. Там мало того что параметры самолета, так и переговоры с диспечером", - заключил эксперт.

Как считает заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов, причина случившегося - ошибка пилота. "Значит, квалификации пилота не хватило, чтобы зайти на посадку. Потому что действительно у нас в России есть огромная нехватка первых пилотов, хотя компании как-то выкручиваются, находят этих первых пилотов, у которых есть достаточное количество налета", - отметил он в интервью Коммерсант-FM. "Но, опять же, я считаю, что в топливном баке достаточное количество топлива, чтобы имелась возможность зайти на запасной круг, на второй, на третий круг, это никаким образом не могло бы повлиять на нормальную посадку. И на ошибку диспетчера здесь тоже грешить не стоит", - заявил он.

По словам эксперта Игоря Виттеля, вопрос не в возрасте эксплуатируемого воздушного судна, вопрос в том, что зачастую в России очень низкая подготовка пилотов для такого типа судов. "Я бы еще хотел скорее всего отвергнуть то, что у нас не оборудованы самолеты соответствующими системами автоматических посадок", - отметил он. "Появились версии, что этот рейс в Москву еле сел, но я уверен, что из Московского аэропорта не выпустили бы самолет, который еле сел", - заявил эксперт РБК-ТВ.

Специалист по безопасности полетов, заслуженный летчик России Владимир Герасимов напомнил, что перед посадкой командир воздушного судна доложил о "непосадочной конфигурации". "Здесь два момента может быть: или непосадочное положение самолета относительно курса глиссады - так что нужно было очень сильные повороты сделать, чтобы попасть на полосу, и он не выполнил точный заход на посадку. Второе значение конфигурации самолета - это механизация крыла - закрылки, предкрылки и прочая механизация", - заявил он агентству РБК. "Если не выпустили закрылки - полбеды. А если выпустили с одной стороны - беда, потому что самолет переворачивается в сторону невыпустившегося закрылка", - отметил специалист.

17 ноября в 19.26 мск при посадке в аэропорту города Казани самолет Boeing 737, рейс 363, вылетевший из московского аэропорта Домодедово с 44 пассажирами и шестью членами экипажа на борту, упал на взлетно-посадочную полосу и загорелся. В результате катастрофы никто не выжил. По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка