Автор: Владимир Казанцев, Тимур Латыпов
Опубликовано: 22.11.2013, 14:29
 

Юрий Трутнев привел "Боинги" в Татарстан?

Болгарские партнеры акт в разговоре с "Бизнес Online" предложили не торопиться с выводами о причинах трагедии


Сегодня в медиапространство стран вброшены любопытные данных из WikiLeaks, которые представляют в совершенно новом свете болгарских партнеров авиакомпании "Татарстан", которые в свое время инициировали приобретение пяти "Боингов-737", один из которых потерпел катастрофу в Казани. Всю эту "черную неделю" болгары были наименее засвечены в катастрофе, хотя они, возможно, сыграли ключевую роль в деятельности АКТ, дошедшей "до такой жизни". Информация выглядит как настоящий детектив: утверждается, что за владельцами болгарского "Химимпорта", поставившего борт в РТ и долгое время занимавшегося модернизацией аэропорта, стоят предприниматели, в 90-е имевшие славу одной из самых влиятельных болгарских криминальных группировок.

Кто привел болгар в Татарстан

В федеральных СМИ появилась весьма любопытная и не лишенная логики версия событий, которые предшествовали трагическому ЧП с "Боингом", произошедшему в минувшее воскресенье в Казани.

Как известно, до 2008 года авиакомпанией "Татарстан" управлял предприниматель Маннаф Сагдиев. Однако реформы в авиаотрасли не задались, а сам он вошел в конфликт с властями, в итоге оказался в опале, а АКТ была деприватизирована. И республиканские власти начали искать пути, как за несколько лет до начала Универсиады модернизировать аэропорт и придать импульс развитию авиакомпании. По версии Slon.ru, решение предложил экс-министр природных ресурсов России, а ныне полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, который свел Татарстан с одним из самых богатых бизнесменов Болгарии Иво Каменовым (сами они сошлись на ниве боевых искусств: Трутнев возглавляет президентский совет ассоциации кекусинкай России, а Каменов - болгарскую федерацию кекусинкай карате). Холдинг Каменова "Химимпорт" владеет национальным авиаперевозчиком Bulgaria Air, несколькими крупными аэропортами, банками и страховыми компаниями Болгарии. Капитализация холдинга оценивается в $2,5 млрд., а входящие в него компании производят 5% ВВП Болгарии.

Правда, в братской стране этот холдинг более известен под названием "ТИМ". Точно так же в 1990-х годах называлась одна из крупнейших криминальных группировок Болгарии. В 2011 году журналистка Невяна Троянска написала книгу "ТИМ - команда, которая взяла Болгарию", в которой рассказывается история восхождения криминальной группировки к вершинам бизнеса. Вряд ли этого не знал Трутнев, предполагает портал. Однако его сын Дмитрий Трутнев в 2007 году занял пост финансового советника Центрального коммерческого банка, принадлежащего "Химимпорту", и возглавил экспансию авторитетных болгарских предпринимателей в Россию.

Помимо того, что Каменов является ключевым совладельцем "Химимпорта", он также фигурирует в разоблачительных статьях в WikiLeaks, пишет "Новая газета". "Восходящая звезда болгарской организованной преступности", - так называли американские дипломаты основанную в Варне группировку ТИМ, которая, как писали дипломаты, получила свое название по именам трех лидеров: Тихомира Иванова, Иво Каменова и Марина Великова.

Группировка была создана в 1993 году бывшими морпехами до роспуска элитного подразделения в 90-х годах. В WikiLeaks сообщалось, что "ТИМ" вовлечена во множество видов криминальной деятельности: похищения и вымогательства, организация проституции, игорного бизнеса, трафика наркотиков и угнанных автомобилей. Связи в России она имела через выходцев из нашей страны в Прибалтике.

Четыре старых "Боинга" вместо новых "Эйрбасов"

В 2008 году Каменев после встречи с Минтимером Шаймиевым публично обещал инвестиции в $70 млн. со стороны болгарского холдинга в реконструкцию аэропорта Казань и обновление парка самолетов авиакомпании "Татарстан". "В части авиакомпании наши обязательства состоят в том, чтобы за один год поменять старую советскую технику на новую. Минимум 10 самолетов "Боинг" за один год", - обещал тогда Каменов. Однако никакой новой техники республика не увидела. Когда "Химимпорт" получил акции аэропорта Казани и АК "Татарстан", он отказался от планируемой республиканской компанией покупки новых "Эйрбасов", приобретя из принадлежавшей болгарам же Bulgaria Air четыре старых "Боинга", самому молодому из которых было больше 15 лет, сразу же передала их в субаренду АК "Татарстан" (один из разбившихся в воскресенье в Казани). Самолеты стали тяжким бременем для республиканского авиаперевозчика, чье финансовое положение и так не блистало. В результате схемы каждый из старых бортов обходился "Татарстану" в $265 тыс. вместо $100 тыс. в месяц, в том числе из-за того, что самолеты, по условиям договора, должны были обслуживаться в Болгарии.

Ситуация вызвала недовольство коллектива АКТ, который выступил с открытым письмом тогда президенту РТ Шаймиеву. Газета "Бизнес Online" первой и подробно писала тогда об этом. "Одним из главных источников финансовых проблем экономисты компании называют необходимость производить лизинговые отчисления за взятые у болгарской компании "Химимпорт" самолеты "Боинг-737". По условиям договора плата составляет порядка 150 - 160 тысяч долларов в месяц и порядка 100 тысяч долларов за запчасти. То есть для того, чтобы самолет не приносил убытков компании, он должен летать с пассажирами не менее 250 часов в месяц", - говорилось в письме. Однако бунт быстро подавили, началась лихорадочная смена директоров авиакомпании.

Дмитрий Трутнев в совете директоров ТатИнвестБанка

О том, что болгары планировали укорениться в Татарстане всерьез и надолго, свидетельствует их схемы работы. В 2011 году "Химимпорт" приобрел контрольный пакет ТатИнвестБанка, который стал обслуживать авиакомпанию и страховую компанию "Итиль". (Газета "Бизнес Online" писала об этом в материале "ТатИнвестБанк станет Центральным кооперативным банком". В совет директоров банка и страховой компании вошел Трутнев и остается там до сих пор. В 2008 году компания "ТИМ" консолидировала 92% акций ТатИнвестБанка, выкупив его акции у Азата Хакима и... пермского бизнесмена Михаила Антонова - владельца затонувшего минувшим летом в Волге теплохода "Булгария".

Не будем описывать "роман" болгар с аэропортом - информация на этот счет противоречивая. Но терпение властей Татарстана лопнуло примерно за полгода-год до начала Универсиады, но это другая история, которая была уже неоднократно описана нашей газетой. Напомним, что о "разводе" с болгарами стало официально известно в декабре 2012 года, тогда АК "Татарстан" выкупила долю болгарских инвесторов в ЗАО "Тат-Аэро" (контролировало АК) за 363 млн. рублей ("Развод с болгарами: как "братушки" получили миллиард отступных за казанский аэропорт"). Из АКТ болгары ушли еще раньше, примерно за год до этого. Фактически на гребне кризиса авиакомпании и множества скандалов. Власти республики вынужденно передали АКТ в управление "Ак Барс Холдингу", который к этому времени успешно развивал "Ак Барс Аэро". Более подробно этот заключительный период мы опишем в отдельной публикации, которую "Бизнес Online" сейчас готовит.

Интересно, что в Татарстане на данный момент болгарские партнеры ушли из информационой повестки дня, хотя их роль в новейшей истории АКТ одна из самых ключевых. Естественно, крайне неохотно говорят эксперты и участники рынка о том, как пришли болгары (возможно, в силу малой информированности). Так, один из самых информированных экспертов отрасли, гендиректор ГК "Тулпар" Азат Хаким заявил "Бизнес Online": "Болгар в Татарстан привело наше правительство, откуда мне знать остальные подробности?" В минтрансе РТ и вовсе отказались комментировать этот вопрос.

Bulgarian Aviation Group: "И сейчас мы переживаем вместе с Татарстаном"

Газета "Бизнес Online" дозвонилась до исполнительного директора Bulgarian Aviation Group Пламена Атанасова, но он попросил подождать с комментированием: "Мои соболезнования семьям погибших, республике, России... Нет, со стороны межгосударственного авиационного комитета к нам никто с вопросами не обращался. И давайте дождемся официальных результатов расследования. Если у вас будут вопросы, я на них отвечу. Не воспримите мое предложение как желание что-то скрыть. Вы сами знаете, что следственные органы изъяли документацию авиакомпании, а в архиве все сохраняется. Нам нечего скрывать - наше поведение всегда было открыто, профессионально и корректно. И сейчас мы переживаем вместе с Татарстаном. Еще раз наши соболезнования близким и родным погибших, всей республике..."

Тем временем представитель Bulgaria Air Румяна Желева сообщила "Новой газете", что договор лизинга истек в марте 2013 года, и предположила, что новым лизингодателем по договору с авиакомпанией "Татарстан" могла стать компания Ansett Worldwide Aviation Ireland Ltd (британский офшор - изначальный владелец самолета).

Газета "Бизнес Online" продолжает следить за развитем ситуации вокруг катастрофы "Боинга" в Казани.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 ноября 2013 года | Дайджест публикаций за 22 ноября 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Трутнев Юрий, Аэропорт, Авиакомпания "Татарстан", Компания Boeing в России и СНГ, Т-115, АЭРО, Татарстан, Ту-136, АЭРО, Импульс (в процессе тестирования)