Коммерсантъ
5 декабря 2013, 08:22
"Татарстан" завели на посадку
Выводы по итогам авиакатастрофы Boeing 737 авиакомпании "Татарстан", в которой погибли 50 человек, в том числе сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек, оказались жесткими
Вчера Росавиация рекомендовала аннулировать сертификат эксплуатанта авиакомпании "Татарстан". Решение принято по итогам совещания на основании результатов внеплановой инспекционной проверки перевозчика. В сообщении ведомства говорится, что итоги проверки "выявили существенные недостатки в организации эксплуатационной деятельности", в частности "в подготовке персонала, соблюдении режима труда и отдыха членов летных и кабинных экипажей". Проверка проведена после авиакатастрофы в аэропорту Казани 17 ноября. Boeing 737 "Татарстана", летевший из Москвы, разбился при заходе на посадку. Погибли 44 пассажира, в том числе сын президента Татарстана Ирек Минниханов, и шесть членов экипажа. В отношении чиновников местного межрегионального территориального управления воздушного транспорта, "причастных к необъективным оценкам работы авиакомпании", проведут служебную проверку.
Сейчас "Татарстан" летает в обычном режиме. Но, как говорят источники "Ъ", рассматривается перевод его самолетов на баланс другой местной авиакомпании, "Ак Барс Аэро", или передача техники ей в аренду. Включение самолетов "Татарстана" в сертификат эксплуатанта "Ак Барс Аэро" займет два-три месяца, уточнил один из собеседников "Ъ". Гендиректор "Татарстана" Аксан Гиниятуллин покидает свой пост — решение об этом было принято вчера утром на заседании совета директоров перевозчика. Кто его теперь возглавит, в пресс-службе "Татарстана" уточнить не смогли.
Авиакомпания "Татарстан" создана в 1999 году. 99,9% акций принадлежат ЗАО "Тат-Аэро". По данным "СПАРК-Интерфакс", владельцы ЗАО — республика Татарстан (50%), а также болгарские инвесторы (АО "Болгериан авиейшн групп" и ООО "Ескана Русия"), которым принадлежит по 25%. В парке четыре Airbus A319, два Ту-154, два Boeing 737 (один из них и потерпел катастрофу 17 ноября), а также 15 Cessna Grand Caravan 208. В январе—октябре перевезла 687,4 тыс. пассажиров. (18-е место). Выполняет регулярные рейсы по более чем 40 направлениям в России, СНГ и Европе, в том числе в рамках госпрограммы субсидирования авиаперелетов в ПФО.
"Ак Барс Аэро" (97,1% акций у ОАО "Холдинговая компания "Ак Барс"). По данным "СПАРК-Интерфакс", 31,1% акций холдинга у Татарстана, еще 21,4% — у подконтрольных властям региона компаний, 45,3% — у ООО "Торговый дом "Ак Барс", который, по данным источников "Ъ", подконтролен бизнесменам, близким к правительству республики. Флот состоит из 34 воздушных судов: Challenger 604/605, CRJ 200 LR, Як-40, вертолеты Bell 407, Robinson R44, Ми-8-МТВ-1. В 2012 году компания перевезла 369,7 тыс. пассажиров.
Идея объединения "Татарстана" и "Ак Барс Аэро" впервые была озвучена еще два года назад. В сентябре 2011 года вариант "слияния парков и ресурсов" предложила Росавиация для "создания сильного перевозчика в регионе". Юридического объединения не произошло, но обе компании и так контролирует Татарстан, у них пересекающиеся советы директоров. Аксан Гиниятуллин возглавил "Татарстан" в декабре 2011 года, а до этого работал в "Ак Барс Аэро". У компаний общая маршрутная сеть, единые коммерческие службы. В конце сентября они разделили сферы влияния: "Татарстан" взял на себя коммерческие рейсы, а АБА — деловые перевозки и инженерно-техническую базу. Источник, близкий к "Татарстану", пояснил, что, в отличие от АБА, "Татарстан" входит в реестр операторов IOSA. Соответствие международному стандарту безопасности на авиатранспорте подтверждает сертификат. "Татарстан" также получил оценку по программе безопасности европейской SAFA. Но коэффициент SAFA у него был близок к предельному — 1,94. При превышении 2 компания лишается права полетов над Европой. У "Аэрофлота" коэффициент составляет 0,95.
Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что после тяжелых авиационных происшествий власти всегда проводят внеплановые проверки перевозчиков. По их результатам в 2011 году потеряли сертификаты эксплуатантов "Русэйр" (после катастрофы под Петрозаводском) и "Як-сервис" (авиакатастрофа в Ярославле). Но таких решений в отношении авиакомпаний первой двадцатки до сих пор никогда не принималось. В данном случае, отмечает эксперт, если бизнес отойдет АБА, основные риски будут нести кредиторы "Татарстана": отзыв сертификата почти на 100% означает банкротство....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 23, 2024
Через аэропорт Красноярска пассажир попытался вывезти в Китай 1,8 млн рублей
Апрель 23, 2024
Новый рейс "России" Санкт-Петербург - Алматы
Апрель 23, 2024
QAZAQ AIR запускает регулярные авиарейсы из Туркестана в Самарканд
Апрель 23, 2024
Латвийская airBaltic во II полугодии объявит "крупнейшее в Балтии" IPO