О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Допуски и посадки

Гендиректор северокавказской авиакомпании "Симаргл" рассказал "Газете.Ru", как от него требовали написать заявление на одного из пилотов. Летчик подозревается в получении подложных документов о прохождении курсов повышения квалификации

Гендиректор северокавказской авиакомпании "Симаргл" рассказал "Газете.Ru", как от него требовали написать заявление на одного из пилотов. Летчик подозревается в получении подложных документов о прохождении курсов повышения квалификации. По предварительным данным, масштабная проверка спецслужб выявила 60 пилотов с сомнительными документами. Проверка началась еще летом, но после авиакатастрофы в Казани приобрела глобальные масштабы.

Предварительные данные о результатах проверки подлинности документов пилотов, которая идет в России, поступили из Северной столицы. В материалах ФСБ Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Северо-Западного управления МВД на транспорте фигурируют 60 летчиков из 14 авиакомпаний, получивших по подложным документам допуск к полетам, сообщает "Фонтанка.ру". По данным "Газеты.Ru" вскоре количество таких летчиков может вырасти до ста.

Среди подозреваемых - 61-летний сотрудник Университета гражданской авиации Санкт-Петербурга, пилот вертолета Виктор Подоляков.

По мнению правоохранительных органов, он пытался приобрести поддельное свидетельство о прохождении курса повышенной квалификации по программе "аварийно-спасательные работы на этапе водной подготовки при вождении вертолета Ми-8 МТВ". В доме Подолякова прошел обыск, после которого его жена оказалась в больнице.

Пилотом Подоляков работал сезонно на юге России. Он сотрудничал с авиакомпанией "Симаргл", главный офис которой находится в Нальчике, Кабардино-Балкария. "Он приезжал, заключал договор и работал. С 1 по 31 января, потом - с марта по май, затем еще в сентябре. В тот период, когда, по данным полиции, он учился на курсах, его у меня не было", - пояснил "Газете.Ru" генеральный директор авиакомпании "Симаргл" Руслан Панжоков.

Судя по всему, полиция взялась за вертолетчика еще летом этого года. По словам гендиректора, тогда ему начали звонить из петербургской полиции и спрашивать, знакома ли ему фамилия летчика, как часто тот у него работал и какую зарплату получал.

Однако о поддельных документах гендиректору авиакомпании сообщили только в ноябре.

"Мне позвонили из Санкт-Петербурга, из транспортной милиции, и сказали, что он то ли приобрел, то ли договорился о приобретении свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации, - сказал Панжоков. - Они стали требовать у меня заявление, что Подоляков принес мне материальный ущерб в размере выплаченной заработной платы. Я сказал: знаете, материальный ущерб он мне не нанес, на эти курсы повышения квалификации я его не направлял".

Когда гендиректор отказался обвинять своего сотрудника, то ему стали угрожать. "Меня сначала просили, а потом угрожали. Они стали выходить на наши надзорные органы, на управление Федеральной службы авиационного транспорта по югу. Потом - на Федеральное агентство воздушного транспорта России - оттуда тоже позвонили, интересовались, что за ситуация.

Мне угрожали: к вам приедут, будут проверять, вы потеряете сертификат эксплуатанта авиакомпании", - говорит Панжоков.

Адвокат Панжокова пояснил ему, что выплаченная заработная плата не может являться ущербом для авиакомпании, а в суде гендиректора авиакомпании могут привлечь за лжесвидетельствование.

Глава авиакомпании добавляет, что у него, а также у замгендиректора по организации летных работ никаких сомнений подлинность летных документов пилота не вызвала. "Подоляков работал без замечаний. Со стороны авиакомпании, со стороны службы управления воздушным движением, со стороны служб аэропортов к Подолякову замечаний не было.

Подоляков выполнял свою авиационную работу безупречно", - добавил руководитель авиакомпании.

По информации "Фонтанки.ру", еще месяц назад по данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 327 УК РФ (подделка документов). В нем фигурирует еще один человек - инструктор по летной подготовке ФГУП "Учебно-тренировочный центр Санкт-Петербурга" Петр Кадысев. Сообщается, что он должен был передать летчику свидетельство, на котором стояла поддельная печать.

Официальных комментариев от руководства ФГУП получить не удалось.

В Росавиации знают о проходящей проверке летных документов пилотов, но не в курсе о ее предварительных результатах. "Да, про проверку нам известно. Это все. В случае необходимости мы оказываем правоохранительным органам содействие, - сообщил "Газете.Ru" советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. - Мы также проводим свою проверку легитимности выдачи свидетельств пилотов всем переобученным инженерам, штурманам, бортмеханикам по программе от 2009 года".

В управлении ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ситуацию вокруг фальшивых свидетельств, полученных летчиками, не комментируют. Отказываются от комментариев и в пресс-службе Управления на транспорте МВД по СЗФО.

Впрочем, источники Газеты.Ru, близкие к следствию, подтвердили, что уголовное дело существует и посетовали, что информация была обнародована раньше времени.

"Информация, связанная с выдачей авиационных прав - это совершенно непредсказуемый слив, который никак не укладывался в планы оперативных и следственных структур", - сказал "Газете.Ru" источник в правоохранительных органах Петербурга.

По словам собеседника, подобный "слив" может быть выгоден структурам, борющимся за "рынок" услуг для летчиков. Уголовное дело делу о подделке документов было возбуждено еще в октябре. Арестованных пока нет. Показания дал инструктор Кадысев, продававший летчикам сертифицированные свидетельства о переподготовке и повышении квалификации. Он признает вину, ходатайствовать об аресте следствие не будет, говорит источник. Сейчас инструктор находится под подпиской. Несколько летчиков были привлечены в качестве свидетелей. Причем приобретенные некоторыми фальшивые сертификаты дают право на международные полеты.

Авиаторы не стали отрицать, что купили свидетельства. Против них могут возбудить дело о мошенничестве. "Всего в деле может быть не 60, а около 100 эпизодов торговли поддельными документами", - говорит источник.

Он утверждает, что прошло несколько обысков в УТЦ, были изъяты документы, касающиеся аттестации летчиков и приказов руководства. Более того, аналогичные следственные действия прошли и в других авиа-образовательных центрах Петербурга.

В транспортной полиции - именно ее следователи расследуют дело о поддельных свидетельствах авиаторов - также недовольны утечкой информации. "Следователи очень рассержены, - заявил "Газете.Ru" собеседник в северо-западном управлении на транспорте МВД. - Началось разбирательство, почему материалы попали в прессу. По этому делу могу сказать, что резонанс будет большой, дело стопроцентно передадут в следственное управление на транспорте по СЗФО. Проверки всех лётных УТЦ России начались после авиакатастрофы в Казани. Тогда сверху поступила информация усилить контроль над учебными заведениями, которые готовят летчиков. На инструктора, который торговал документами УТЦ Петербурга, вышли с помощью спецоперации - наши оперативники и оперативники ФСБ пытались купить свидетельство под видом летчиков. Один из инструкторов, Кадысев был задержан с поличным при передаче денег. Возбудили дело, статья "Подделка документов" Он дал показания, рассказал на допросе, кому продавал документы".

Собеседник отказался ответить на вопрос, какие суммы фигурируют в уголовном деле, и могут ли быть привлечены к уголовной ответственности руководители пойманного с поличным инструктора. И не исключил, что в ближайшее время подобные же уголовные дела возбудят и в других регионах. "Практика показывает, что если в одном регионе страны происходит преступление по какой-то схеме, то почти всегда такая же преступная схема работает и в других регионах", - объяснил он.

О необходимости проверить документы пилотов власти заговорили после крушения в Казани 17 ноября самолета Boeing 737, на борту которого находился сын президента Татарстана Ирек Минниханов, а также глава УФСБ по Татарстану Александр Антонов. По данным Следственного комитета, пилот лайнера, ранее работавший штурманом, не проходил учебные курсы в 2009 году, но получил документы, свидетельствующие о переподготовке. Однако в авиакомпании "Татарстан" уверяют, что пилот проходил курсы в 2011 году в тренировочном центре S7, и его документы были в порядке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка