О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Топ-20 событий в гражданской авиации в 2013 году

Авиакатастрофа Boeing 737-500 в Казани, открытие нового терминала Пулково и разрешение иностранным летчикам работать в России стали одними из ключевых событий в отрасли гражданской авиации в 2013 году, по версии фонда "Петербургская политика"

Авиакатастрофа Boeing 737-500 в Казани, открытие нового терминала Пулково и разрешение иностранным летчикам работать в России стали одними из ключевых событий в отрасли гражданской авиации в 2013 году, по версии фонда "Петербургская политика". В целом, отмечают эксперты, завершающийся 2013 год для авиации остается разноречивым. Несмотря на положительные тенденции темпа роста в предыдущие годы, аналитики сходятся в пессимистичных прогнозах на будущее.

"Общий рост авиаперевозок последних лет позволил российским авиаторам более активно пойти по пути снижения разрыва в качестве обслуживания, который имеет место в России в сравнении с другими странами G8", - прокомментировал РБК daily директор фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. В частности, по его словам, яркими примерами этого стал долгожданный вывод из эксплуатации старых терминалов аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге и активное развитие авиаперевозок в Приволжском кластере.

Среди резонансных событий 2013 года экспертами особо подчеркивается роль катастрофы 17 ноября в Казани, которая вскрыла множество проблемных сторон в сфере гражданских авиаперевозок. "Катастрофа в Казани стала серьезным ударом по отрасли, вернув на повестку дня тему несоблюдения стандартов по авиабезопасности, а также неспособности авиакомпаний противостоять полуфеодальному стилю в отношениях бизнеса и власти, что проявилось в экстренной замене самолета на роковом рейсе из-за присутствия VIP-персон", - пояснил Михаил Виноградов.

Несмотря на общий рост авиаперевозок в текущем году, продолживший тенденцию прошлых лет, эксперты сходятся в пессимистичных мнениях относительно экономического будущего отрасли. "Темпы роста, заданные сегодня, в следующем году существенно снизятся, это первое. Второе - финансовое положение, с которым входят наши российские авиакомпании в новый год, таково, что нет гарантий, что все из них следующий год закончат. Наконец, я ожидаю, что в новом году все-таки все авиационное сообщество, включая регулятор, задумается и перестанет выносить абсурдные инициативы, типа запрета эксплуатации самолетов старше определенного возраста, а совместными усилиями будут предприняты определенные меры для того, чтобы ситуация радикально изменилась", - отметил директор по информации и аналитике ЗАО "ИК "Регион"" Анатолий Ходоровский. По его мнению, это все произойдет естественным путем, без каких-либо влияний извне отрасли.

По мнению Михаила Виноградова, интригой ближайшего времени станет степень зависимости отрасли от общей экономической конъюнктуры - снижения темпов экономического роста в России. "Статистика 2013 года свидетельствует о повышении рисков: темпы роста пассажирских перевозок снизились с 17,4 до 14,7% (по данным за девять месяцев 2013 года), причем в международном сегменте рост сократился почти в 3 раза, с 23,1 до 7,9%, а увеличение внутренних перевозок с 8,1 до 12% может оказаться связано не с рыночными факторами, а с активизацией усилий государства по субсидированию перевозок внутри страны", - говорит он. По его словам, это способствует росту зависимости отрасли от общей экономической конъюнктуры.

В числе ключевых событий, которые произошли в отрасли, в фонде также отмечают продление субсидий по кредитам на покупку отечественных самолетов, отказ от проекта упразднения ввозных пошлин на иностранные самолеты малой вместимости, создание "Аэрофлотом" лоукостера "Добролет" и дочерней компании "Аврора" и др.

 
Крушение Boeing 737-500 авиакомпании "Татарстан" в Казани. 17 ноября в международном аэропорту Казани разбился Boeing 737-500 авиакомпании "Татарстан", который следовал регулярным рейсом из Москвы. Погибли 44 пассажира и 6 членов экипажа. После этого появились ожидания скорого отзыва лицензии у авиакомпании "Татарстан".

Запуск в тестовом режиме нового пассажирского терминала в Пулково. 4 декабря новый пассажирский Терминал-1 аэропорта "Пулково" начал принимать первых пассажиров в рамках тестовой эксплуатации. Перевод всех рейсов из действующих терминалов планируется завершить до конца января 2014 года.

Разрешение иностранным летчикам работать в России. Правительство РФ одобрило законопроект, разрешающий иностранным пилотам работать членами экипажей российских воздушных судов гражданской авиации. Закон будет действовать до 1 января 2019 г.

Введение системы невозвратных билетов с 2014 года. Министерство транспорта РФ приняло решение о введении системы продажи невозвратных авиабилетов с 2014 года. Ожидается, что нововведения откроют возможность для работы на российском рынке лоукост-компаний.

Приостановка объединения аэропортов Внуково, Шереметьево и Домодедово в единый Московский авиаузел. Министерство транспорта РФ объявило об отсутствии планов объединения имущественных комплексов или акций этих аэропортов в едином центре. Поводами для сворачивания проекта называются недостаточное финансирование и непрозрачная система владения собственностью.

Раскрытие структуры собственности аэропорта Домодедово. В 2013 году была опубликована информацию о том, что предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово, находятся в российской юрисдикции

Арест лидеров "Шереметьевского профсоюза летного состава". Представители региональной общественной организации "Шереметьевский профсоюз летного состава" стали фигурантами уголовного дела по статье "Мошенничество в особо крупном размере". По версии следствия, они вымогали 100 млн. рублей у одного из директоров "Аэрофлота".

Продление субсидий по кредитам на покупку отечественных самолетов. Правительство РФ продлило до 2015 года действие постановления о предоставлении субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат по кредитам, полученным на закупку отечественных самолетов. До сих пор государство возмещало 90% от ставки рефинансирования ЦБ по кредитам, полученным до 2012 года.

Покупка "Аэрофлотом" 50 самолетов Boeing-737 и 22 самолетов A350. Собрание акционеров "Аэрофлота" одобрило сделку по приобретению самолетов Boeing-737 NG и A350XWB. Стоимость сделки "Аэрофлота" и Airbus не превышает $3,126 млрд без учета таможенных платежей. Стоимость операционного лизинга 50 самолетов Boeing-737 NG сроком на 12 лет составит $3,5 млрд.

Отказ от проекта упразднения ввозных пошлин на иностранные самолеты малой вместимости.Минпромторг РФ отозвал предложение об обнулении таможенных пошлин и НДС на ввоз турбовинтовых пассажирских самолетов вместимостью до 72 кресел.

Разрешение на полеты пассажирских самолетов над Москвой. Министерство транспорта РФ 2 мая приняло решение открыть небо над столицей для транзитных рейсов. Летать над Москвой можно будет на высоте не ниже 8 тысяч 100 метров.

Перебазирование "Трансаэро" из Домодедово во Внуково. Авиакомпания "Трансаэро", являвшаяся до сих пор одним из крупнейших базовых перевозчиков аэропорта Домодедово, объявила о переводе значительной части рейсов во Внуково. Распределение планируется изменить с 70 на 30 в пользу Домодедово на 60 на 40 в пользу Внуково.

Решение "Аэрофлота" остаться в авиационном альянсе SkyTeam. В конце июня "Аэрофлот" сообщил о возможности выхода из альянса SkyTeam из-за недовольства условиями работы с крупнейшими членами альянса. Однако в конце сентября совет директоров "Аэрофлота" все же проголосовал за сохранение членства.

Возобновление действия сертификата эксплуатанта Red Wings, отозванного после катастрофы во Внуково в конце 2012 года. Федеральное агентство воздушного транспорта приняло решение о допуске авиакомпании Red Wings к выполнению коммерческих пассажирских и грузовых перевозок с 17 июня 2013 года.

Замедление роста рынка авиаперевозок. Пассажиропоток за 9 месяцев 2013 г. вырос на 14,7% до 65,2 млн человек. Наибольший прирост продемонстрировали "Трансаэро" (21,6%) и "Аэрофлот" (18,4%).

Создание "Аэрофлотом" лоукостера "Добролет" и дочерней компании "Аврора". "Аэрофлот" зарегистрировал компанию-лоукостер под названием "Добролет". В маршрутную сеть лоукостера, использующего узкофюзеляжные Boeing 737-800 NG, будут включены маршруты с наибольшими пассажиропотоками - в том числе из Москвы в Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Самару, Екатеринбург.

Анонсирование развития аэропорта Раменское как базы лоукост-авиакомпаний. К концу 2019 года планируется вывести аэропорт на обслуживание 10 млн пассажиров и обработку 25 тыс. тонн груза.

Запуск пилотного проекта межрегиональных авиаперевозок в Приволжском округе. В Приволжском округе 1 апреля стартовал пилотный проект межрегиональных пассажирских авиаперевозок, призванный соединить регулярным авиасообщением крупные региональные центры Приволжья

Подготовка проекта разворачивания сети вертолетных площадок в Москве. Компания "Аэросоюз" объявила о планах окружения Москвы сетью вертолетных площадок. Площадки предлагается использовать для "скорой помощи", туристических маршрутов, спортивных мероприятий, авиатакси, межрегионального сообщения.

Активизация усилий российских авиакомпаний по оснащению самолетов. Авиакомпания "Трансаэро" обнародовала планы увеличить к концу 2013 - началу 2014 года число самолетов, оснащенных Интернетом и услугой мобильной связи, до 30. Первоначально эти услуги были введены на 13 самолетах. ...
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка