О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Открытое небо" на двоих

Россия и Армения полностью либерализуют воздушное сообщение: авиационные власти двух стран договорились о введении "открытого неба"

Россия и Армения полностью либерализуют воздушное сообщение: авиационные власти двух стран договорились о введении "открытого неба", снимающего ограничения по числу перевозчиков и регулярности рейсов. Это вторая подобная договоренность в странах бывшего СССР: аналогичный режим уже действует с Украиной. Но авиарынок Армении невелик и не слишком перспективен, российские перевозчики гораздо больше ждут "открытого неба" с другим участником Таможенного союза - Казахстаном, который не торопится открывать свой авиарынок.

Вчера авиавласти России и Армении, которая готовится вступить в Таможенный союз, договорились о введении режима "открытого неба". Об этом сообщили источники "Ъ", близкие к переговорам, и подтвердили в Минтрансе. Протокол о внесении изменений в двустороннее соглашение о воздушном сообщении подписали замминистра транспорта Валерий Окулов и замминистра экономики Армении Гарегин Мелконян. Стороны снимут ограничения по числу назначенных перевозчиков, пунктам и частоте полетов, маршрутам и емкостям самолетов. Срок ввода нового режима пока неизвестен, детали будут обсуждаться в 2014 году.

Режим "открытого неба" предусматривает выполнение полетов в аэропорт любым иностранным перевозчиком почти без ограничений. В мире 119 государств уже реализовали политику "открытого неба", в том числе 18 декларировали данный режим в одностороннем порядке. В ЕС такая практика действует с 1993 года, а в 1997 году все перевозчики, имеющие лицензию ЕС, получили право на перевозки на внутренних линиях. В Минтрансе пояснили "Ъ", что предложение о введении "открытого неба" для сран СНГ было сделано еще в 2008 году, но пока помимо Армении идею поддержала только Украина. В декабре 2011 года авиавласти России и Украины сняли ограничения по числу назначенных перевозчиков и частот полетов на маршруте между Москвой и Одессой, а в октябре 2012 года - между Москвой и Киевом.

Как пояснил "Ъ" исполнительный директор Фонда национальной конкурентоспособности Армении Арман Хачатрян, "процесс реформирования воздушного пространства форсировало банкротство в марте национального авиаперевозчика "Армавиа"" (летом его заменила до этого грузовая "Эйр Армения"). Другими факторами стали дороговизна билетов, неудобство расписания рейсов и ограниченная география полетов. В конце октября местные власти решили либерализовать сферу гражданской авиации. В Армении рассчитывают, что "открытое небо" обеспечит ежегодный прирост ВВП на 1,5%, увеличение пассажиропотока на 25% и снижение цен на билеты на 10-50%. Пока авиарынок Армении невелик. Общий пассажиропоток ереванского аэропорта Звартноц в январе-октябре составил 1,4 млн пассажиров. Это сопоставимо, например, с Иркутском, Казанью или Минводами.

В то же время министр транспорта России Максим Соколов на прошлой неделе очень сдержанно оценил идею "открытого неба". "Это всегда удар по отрасли, мы должны видеть, что наши контрагенты могут предложить",- заявил он. Но российские авиаторы "открытого неба" в СНГ не боятся, возможно, как раз из-за фактического отсутствия армянских конкурентов. Источник, близкий к "Аэрофлоту" (летает из Москвы в Ереван), говорит, что тот "поддерживает демонополизацию в первую очередь на направлениях в страны СНГ, например, Казахстан, куда конкуренты до сих пор не пускают "Аэрофлот"". По словам собеседника "Ъ", казахские направления сопоставимы по прибыльности с итальянскими. В "Сибири", также летающей в Ереван из Москвы, поддержали либерализацию всех направлений. Это мнение разделяют в "ЮТэйр", которая хотела работать на маршруте Москва-Ереван, но не получила назначения (компания летает в Армению из четырех городов ЮФО).

Эксперт Общественной палаты РФ по вопросам гражданской авиации профессор Борис Елисеев отмечает, что сам по себе авиарынок между Россией и Арменией "не имеет значительного потенциала": пассажиры из Еревана в основном летят через Россию, например, в США и обратно. Казахстан, подчеркивает эксперт, российским перевозчикам гораздо более интересен, в том числе транзитным потенциалом в Китай....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка