О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Александр Сидякин хочет "перепотрошить" МАК и Росавиацию

Сегодня депутат-единоросс от Татарстана Александр Сидякин рассказал о своей инициативе по реформе структур, контролирующих отечественную авиационную отрасль

Сегодня депутат-единоросс от Татарстана Александр Сидякин рассказал "БИЗНЕС Online" о своей инициативе по реформе структур, контролирующих отечественную авиационную отрасль. Сидякин усомнился в том, что межгосударственный авиационный комитет объективно проводит расследования авиакатастроф. Депутат считает, что одно и то же ведомство сначала выдает сертификаты на самолеты, а затем оно же расследует происшествия. В связи с этим он обратился в Гепрокуратуру и одновременно готовит поправки в Воздушный кодекс РФ. Эксперты, опрошенные газетой "БИЗНЕС Online", считают, что сегодня в России за безопасность полетов не отвечает ни одно государственное ведомство.

"Мы стоим на одном уровне с Бангладеш"

Сегодня стало известно о новой инициативе депутата от Татарстана Александра Сидякина. Он усомнился в том, что Межгосударственный авиационный комитет объективно проводит расследования авиакатастроф. Депутат недоволен тем, что одно и то же ведомство сначала выдает сертификаты на самолеты, а затем оно же расследует происшествия. Это, на его взгляд, может привести к необъективности, и, как следствие, к продолжению авиакатастроф - МАК выдает сертификат летной годности воздушному судну и если авиакатастрофа связана с недостатками воздушного судна, то это минус в работе МАКа. Единоросс собирается вносить поправки в Воздушный кодекс, а пока направил соответствующий запрос в министерство транспорта России и генпрокуратуру. Корреспондент "БИЗНЕС Online" связалась с Сидякиным и выяснила, что он готов "перепотрошить и реформировать" и МАК, и Росавиацию.

- Александр Геннадьевич, почему Вы недовольны работой МАК?

- Причина в катастрофах, которые происходят каждый год в России. МАК у нас сертифицирует полеты, типы самолетов, а потом расследует катастрофы. Это нелогично. Я считаю, что спрос должен быть со всех, кто отвечает за полеты. У семи нянек дитя без глаза, эта поговорка как раз про МАК, Росавиацию и министерство транспорта. Мы стоим на одном уровне со странами типа Бангладеш по авиакатастрофам, они у нас происходят каждый год. До этого хоккейная команда "Локомотив" под Ярославлем разбилась, в этом году у нас в Казани, до этого был Петрозаводск... Но я не помню ни одной катастрофы в США за последнее время.

- Почему же тогда Вы именно МАК обвиняете, а не Росавиацию или тот же минтранс?

- У меня претензии ко всем ведомствам.

- Но все же, как я понимаю, Вы направили запрос на проверку именно МАКа?

- И МАКа, и Росавиации.

- Вы сказали, что у семи нянек дитя без глаза. Так, может, воссоздать тогда министерство авиации, как это было в СССР?

- Есть авиационная промышленность, есть ведомство, которое отвечает за безопасность полетов - это два разных явления. Воссоздавать можно что угодно! Можно создать образ Сталина, который будет карать каждый раз за разбившиеся самолеты. А должна быть персональная ответственность. У нас упал самолет, и всегда летчики виноваты, а чиновники - нет. Меня не устраивает ситуация с безопасностью. Кто у нас отвечает за безопасность полетов? Кто осуществляет сертификацию воздушных судов? Кто отвечает за суверенную адаптацию правил? Два ведомства - МАК и Росавиация. Вот их и надо проверить, перепотрошить и реформировать.

"У нас нет концепции авиационной безопасности в стране"

- Поправки в Воздушный кодекс будут внесены по итогам проверки? Может, у Вас уже есть какие-то заготовки, задумки?

- У нас нет концепции авиационной безопасности в стране. Это и есть самая большая проблема.

- Эксперты считают, что дело как раз не в сроке эксплуатации самолетов.

- Я знаю. Но надо, чтобы самолет соответствовал последним правилам.

- К кому Вы направили запрос на проверку МАКа и Росавиации?

- В минтранс, генпрокуратуру.

- Когда ждете конкретных результатов?

- Через 30 дней. Кроме того, мы вызвали 2 июня министра транспорта на правительственный час, будем и его опрашивать.

- Так это долго...

- Думаю, к этому моменту будут уже какие-то изменения.

"Инициатива депутата запоздала лет на 8 как минимум"

Опрошенные корреспондентом "БИЗНЕС Online" эксперты сочли инициативу Сидякина правильной, но слишком запоздалой.

Олег Смирнов - председатель комиссии гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР:

- Александр Сидякин мелко замахнулся, надо шире замахиваться, раз "Единая Россия", они же нами руководят, диктуют правила. Этот депутатский запрос отражает в некоторой степени те предложения, которые летные профессионалы на протяжении 20 лет ставят в письменной и устной всем государственно-регулирующим органам, но все это не учитывается. Результатом игнорирования профессиональных предложений в системе государственного регулирования гражданской авиации стала очень высокая цена: мы последние три года являемся одними из лидеров в мире по авиакатастрофам. "Единая Россия", наконец, решила проверить. Но ей еще надо задаться вопросом, что называется, уровнем выше: почему мы, как члены Международная организация гражданской авиации, не имеем единого полномочного органа регулирования гражданской авиации?

Если вы у всех этих семи государственных нянек прочитаете положения, то не найдете в них ни одной строчки об ответственности за безопасность полетов. За это никто у нас в стране не несет ответственности. Так как Россия является членом Международной организацией гражданской авиации, то перед международным сообществом за все проблемы с гражданской авиацией несет государство. Оно обязано было эту ответственность переложить на госвертикаль, как это делается в США, Европе, во всех странах мира. Это главный вопрос, который бы должен единоросс поставить. Эта неразбериха и привела к авиакатастрофам.

Дальше он должен был задать вопрос: "Почему у нас нет, в отличие от США и стран Европы, независимого государственного органа расследования летных происшествий". У нас сразу изменится ситуация по безопасности полетов. Он почему-то этот вопрос никто не ставит.

У нас все расследует МАК, но полномочий на невыполнение предложений и рекомендаций он не имеет. Поэтому выполняется незначительная часть предложений. Это значит, что причины теплятся в недрах гражданской авиации, затем они разовьются и выльются в очередную авиакатастрофу. Это продемонстрировали последние три года, когда у нас произошла масса летных происшествий. По данным МАКа, везде сыграл человеческий фактор. Единороссам не хватает ума сделать регулирующий орган и орган расследований, как в Америке. Сделали бы - все было бы в порядке. И это тоже человеческий фактор.

МАК много положительных вещей сделал для стран СНГ, когда произошел развал, взял на себя международные дела. Но мы уже 20 лет просим, умоляем, требуем: организуйте независимый орган расследования. В мире нет ни одной организации, которая бы занималась сертификацией воздушных судов и расследованиями летных происшествий. Это было лет 30-40 назад, но все отошли от этого! Получается, что организация расследует саму себя.

Азат Хаким - глава группы компаний "Тулпар":

- По работе МАКа уже давно существует ряд вопросов. И вообще, что это за комиссия? Кем она создана? За что она отвечает? К государству она не имеет никого отношения. Таким образом сама легитимность вызывает большое сомнение. Думаю, именно в этом парламентарию нужно разобраться и поставить окончательную точку. Что касается расследованием катастроф и инцидентов одним ведомством, то Росавиация не может заниматься расследованием деятельностью самой себя. Катастрофы должна расследовать одна независимая комиссия. Например, в США подобными вопросами занимается комиссия, которая, во-первых, является полностью государственной, а во-вторых, она состоит из представителей нескольких ведомств.

Жорж Шишкин - заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель, эксперт международной ассоциации руководителей авиапредприятий:

- Инициатива депутата запоздала лет на восемь минимум. Мы изначально в период создания МАК говорили, что это ненормальная схема, неправильное распределение функций, когда одна и та же организация дает добро на эксплуатацию самолета, то есть сертифицирует машину, а в случае происшествий эта же организация расследует и говорит, что все было исправно, вместо того, чтобы вскрыть причину - самолет допущен неправильно, не все проверено, не все соответствует отечественным нормам. Поэтому инициатива депутата совершенно правильна: если они расследуют, то не имеют права сертифицировать, если выдают сертификаты, то надо забрать у них расследования. Это будет логично.

Однако работа МАК во время развала Советского Союза была правильна, особенно в первые3-5 лет они свою консолидирующую задачу выполнили, а с 1995 года они практически не нужны. Они держатся за счет авторитета председателя МАК Татьяны Анодиной. А так функции МАК можно распределить в каждом государстве по министерствам транспорта, ассоциациям, другим структурам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка