О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кремль манит "Русланом": главные сложности на пути возрождения Ан-124

После подписания московских соглашений правительство в очередной раз заговорило о производстве 80 Ан-124 и почти 13 млрд долларов суммарной выручки. Но есть ли реальные перспективы у такого масштабного замысла?

После подписания московских соглашений правительство в очередной раз заговорило об амбициозных проектах в авиастроении - производстве 80 тяжелых транспортников Ан-124 и почти 13 млрд долларов суммарной выручки. Но есть ли реальные перспективы у такого масштабного замысла?

"Самолет Ан-124 "Руслан" никогда больше не будет построен. Это было по плечу только стране с плановой экономикой при огромной кооперации многих отраслей промышленности. Технология изготовления цельнометаллических деталей "Руслана" утеряна навсегда. Владельцы металлургических заводов согласились бы восстановить ее только за очень большие деньги" - сказал ЦТС представитель ГП "Антонов", пожелавший остаться неизвестным. Он также добавил, что таких средств в бюджетах Украины и России нет и вложить их не согласится ни один частный инвестор.

Тем не менее, старая песня о возобновлении серийного производства "Руслана" звучит снова. И в этом году она отметила десятилетний юбилей, так как первые разговоры о продолжении серийного выпуска этой машины начались еще в июне 2003 года на авиационном салоне в Ле-Бурже. С тех пор дело так и не удалось сдвинуть с мертвой точки в силу различных причин, как политических, так и экономических. Теперь же власть снова озвучивает планы по изготовлению Ан-124, еще более амбициозные, чем в прошлом.

"Общий объем совместного производства - 80 самолетов. За все 22 года независимости Украины еще ни разу не было таких масштабных проектов. В частности, это означает восстановление серийного производства двигателя Д-18Т и его модификации. А это десятки тысяч людей, работников наших авиационных заводов, а также осуществление взаимных поставок по производственной кооперации, материалов, составных частей и комплектующих изделий при производстве самолетов Ан-124 без применения ввозной, вывозной пошлины, налогов и акцизов и всяческих ограничений", - излучает оптимизм премьер-министр Николай Азаров. По его словам, суммарная выручка от совместного производства Ан-124 составит около 12,89 млрд долл.

Проект по-прежнему сильно зависит от политических факторов, а потому любые разногласия между руководствами стран превращают авиастроение в разменную монету.

Но будет ли успешным перезапуск на этот раз? Ведь, если опять взглянуть на хронологию событий, то в 2005 году Россия и Украина утвердили предварительный бизнес-план совместного производства "Русланов", однако уже в 2006 году проект признали бесперспективным. Ситуация повторялась с некоторыми вариациями еще в 2008-2009 и в 2011 годах. С одной стороны, говорили о спросе на уникальный транспортник, с другой утверждали, что ресурса существующих машин на сегодня достаточно. Поводов для отказа от сотрудничества находилось предостаточно. Например, руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) заявляло о том, что на заводе в Ульяновске нет оснастки. Были спорные вопросы, касающиеся документации. Кроме того, говорили, что "Авиастар-СП" просто не справится с таким объемом заказов (а речь в разные периоды шла то о 20, то о 60 машинах), поскольку загружен другими проектами, например, модернизацией Ил-76.

И сегодня ситуация кардинально не изменилась. Проект по-прежнему сильно зависит от политических факторов, а потому любые разногласия между руководствами стран превращают авиастроение в разменную монету. Потому шаткое положение "Руслана" сохраняется. Тем более, что, по информации ГП "Антонов", стартовым заказчиком машины станет Министерство обороны России, которое в последнее время частенько меняет свое отношение к этим планам.

Но есть и другие моменты, сугубо экономические. Дело в том, что в настоящее время рынок требует модернизированной версии самолета - Ан-124-300. Это воздушное судно с улучшенными летно-техническими характеристиками: грузоподъемностью - 170 тонн, дальностью полета - 11 тыс. км. Сегодня воздушные суда могут брать на борт до 150 тонн груза, а дальность полета составляет около 5,4 тыс. км. Промежуточная заправка требует дополнительных затрат на топливо, аэропортовые сборы и различные услуги и делает перевозку товара по воздуху еще более затратной.

Как сообщили Центру транспортных стратегий в государственном предприятии "Антонов", достигнутые в Москве договоренности предусматривают производство "промежуточной" версии "Руслана" - Ан-124-200. "По предварительной договоренности возобновление серийного производства начнется с Ан-124-200", - отметили на предприятии. Ан-124-200 берет на борт не более 150 тонн и с такой нагрузкой преодолевает только 3200 км. При 120 тоннах в отсеке он способен пролететь 5200 км. Одной из проблем является недостаточная мощность двигателей. Машина оснащается четырьмя силовыми установками Д18Т IIIМ с тягой 23,4 тс, тогда как для Ан-124-300 требуется довести этот показатель примерно до 30 тс. "Такие работы (с производителем двигателей - ПАО "Мотор Сич" - ЦТС) ведутся", - отмечают в ГП "Антонов". Но сроки завершения работ пока неизвестны.

Наконец, следует отметить, что для возобновления серийного производства Ан-124 участникам проекта придется всерьез заняться восстановлением выпуска комплектующих, многие из которых уже утеряны. А это будет означать достаточно большие капитальные затраты, решиться на которые готов далеко не каждый. Поэтому перезапуск серийного изготовления легендарного транспортника потребует максимальной мобилизации ресурсов с обеих сторон, которая при таком шатком положении и напряженных отношениях между двумя странами выглядит маловероятной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Odessa Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка