О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Образование стало производственной необходимостью

Вчера стартовала правительственная программа по развитию в России дуального образования - системы, при которой обучение в вузе подкрепляется обязательной производственной подготовкой

Вчера стартовала правительственная программа по развитию в России дуального образования - системы, при которой обучение в вузе подкрепляется обязательной производственной подготовкой. К проекту проявили интерес российские регионы - на конкурсе из 23 субъектов отобраны пять областей, в которых будет реализован пилотный проект. Впрочем, российское правительство практически не вкладывает средства в программу обучения будущих специалистов: разработчики пока не сумели убедить власти даже в необходимости предоставления налоговых льгот для бизнеса.

О необходимости введения в России системы дуального образования, которое широко распространено в мире, неоднократно заявлял президент Владимир Путин, последний раз - на заседании Госсовета в декабре 2013 года. "Бизнес и образовательные учреждения должны наконец иметь широкий набор механизмов сотрудничества, чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях",- заявил президент. В дуальной системе обучение происходит именно так: в партнерстве с будущими работодателями. Вуз или колледж дает общеобразовательные предметы, а практической подготовкой занимается предприятие - прямо в цехах, на своем оборудовании. Также бизнес обязуется вкладывать в обучение собственные средства.

Внедрением дуального образования в России занимается учрежденное правительством Агентство стратегических инициатив (АСИ) - в прошлом году оно объявило конкурс для российских регионов, желающих участвовать в пилотном проекте. "Мы сразу предупредили, что победители конкурса не получат ни копейки - только знания и нашу помощь,- заявил глава направления "Молодые профессионалы" АСИ Дмитрий Песков.- В итоге выбирали между 23 регионами". Победителями стали Калужская, Ульяновская и Ярославская области, а также Пермский и Красноярский край. Все они должны выделить из региональных бюджетов средства на подготовку рабочих и инженеров: например, Ярославль пообещал 40 млн руб., еще 30 млн согласился дать местный бизнес. "Мы участвовали в конкурсе не ради знаний, а ради инвестиций,- признался заместитель губернатора Ярославской области Виктор Костин.-- Инвесторам нравится, когда в регионе есть гибкая система подготовки кадров".

Занятия по новой схеме начнутся уже 1 сентября. Впрочем, отдельные российские компании уже работают по схожей системе. "Когда талантливые ребята поступают в Московский авиационный институт, мы организуем им практику,- рассказала "Ъ" директор по управлению персоналом "ОКБ Сухого" (входит в ОАК) Ирина Первышина.- С первого же курса они оформляются у нас на работу на должность техника, получают 0,5 ставки. За пять лет учебы они объезжают все крупные предприятия холдинга - в Новосибирске, Ульяновске, Иркутске". Тем, кто после учебы остается работать в ОКБ, компания выплачивают надбавку, сумма которой зависит от успеваемости. По такой системе ОАК готовит 250 студентов. По словам госпожи Первышиной, все затраты на обучение в итоге окупаются - ведь большинство обычных выпускников вузов еще полгода-год приходится доучивать на производстве.

Дуальное образование рассматривают в правительстве как важный элемент для выполнения одного из самых амбициозных майских указов президента - о создании к 2020 году 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Однако, в отличие от России, в Германии, на которую ориентировались разработчики проекта, бизнес тратит на дуальное образование около €23 млрд в год, а государство доплачивает еще €7 млрд. Пока что, как сетуют в АСИ, Минэкономики и Минфин не могут договориться даже по вопросу предоставления налоговых льгот для предприятий, участвующих в программе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка