О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пять самых удачных самолетов Антонова

7 февраля 1906 года родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов. С детства увлекавшийся авиацией, Антонов основал оригинальную школу конструирования и создал 52 типа планеров и 22 типа самолетов

7 февраля 1906 года родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов. С детства увлекавшийся авиацией, Антонов основал оригинальную школу конструирования и создал 52 типа планеров и 22 типа самолетов, в том числе самые большие и грузоподъемные в мире. Его самолеты становились сенсациями на международных авиакосмических выставках, а Советский Союз признавался мировым лидером в авиастроении. По случаю дня рождения выдающегося авиаконструктора мы решили вспомнить пять его самых удачных самолетов.

АН-2

Этот самолет попал в Книгу рекордов Гиннеса как единственный в мире самолет, который выпускается уже более 60 лет. Он завоевал славу исключительно надежной и безопасной машины, конструкция которой спасает людей даже в экстренных ситуациях. АН-2 может совершить посадку даже на неподготовленной местности без помощи наземной навигации, способен взлетать с любого относительно ровного поля, а при остановке двигателя самолет начинает планировать. За годы эксплуатации АН-2 перевез несколько сот миллионов пассажиров, миллионы тонн грузов, обработал более миллиарда гектаров полей. Именно за сельскохозяйственные работы в период массового засева полей кукурузой АН-2 и получил народное название "Кукурузник". АН-2 был обязательным участником советских исследовательских арктических и антарктических экспедиций. В 1957 году он впервые приземлился на вершину айсберга.

Идея будущего АН-2 появилась у Олега Антонова еще в октябре 1940 года, тогда же под его руководством был разработан эскизный проект самолета. Идея Антонова состояла в том, чтобы создаваемый самолет занял "в воздушном транспорте примерно то место, которое занимает полуторка в транспорте наземном". Сам конструктор называл АН-2 своей самой большой удачей. Производство и эксплуатация самолета начались в 1948 году. К началу 1960-х годов АН-2 связал местными воздушными линиями более половины райцентров СССР. К 1977 году эти самолеты обслуживали 3 254 населенных пункта. Всего было построено более 18 тысяч АН-2, самолет производился в СССР, Польше и продолжает выпускаться в Китае. Самолет побывал практически во всех уголках земного шара. За создание АН-2 Антонову и его соратникам была присуждена Государственная премия СССР.

АН-6

Ан-6 был разработан Антоновым в 1948 году на базе АН-2, от которого внешне АН-6 отличался наличием кабины метеоролога у основания киля. Самолет предназначался для высотных метеорологических исследований и в качестве транспортного в высокогорных районах. На самолет был установлен мотор АШ-62Р с турбокомпрессором, позволяющим сохранять двигателю мощность до высоты 10 000 метров. Самолет выпускался до 1958 года, всего было построено несколько самолетов данной модификации. Именно на АН-6 9 июня 1954 года летчики В. А. Калинин и В. Баклайкин в Киеве установили рекорд высоты для данного класса самолетов - 11 248 метров.

АН-10

Разработка самолета АН-10 началась в 1955 году после посещения конструкторского бюро руководителем СССР Н.С. Хрущевым. В ходе беседы с ним Антонов предложил создать единый четырехдвигательный самолет, но в двух вариантах: пассажирском и грузовом. Хрущев одобрил концепцию, и свой первый полет АН-10 совершил 7 марта 1957 года. АН-10 был спроектирован так, что в случае войны он мог быть быстро перестроен в грузовой самолет. Самолет стал первым в СССР лайнером с турбовинтовым двигателем и первым среди таких машин был запущен в серийное производство. Согласно расчетам, АН-10 в конце 50-х был в числе самых рентабельных самолетов: стоимость перевозки одного пассажира была значительно ниже, чем на Ту-104А, прежде всего, из-за большей пассажировместимости. Кроме того, в СССР было лишь несколько аэропортов, способных принимать реактивный Ту. АН-10 же обладал также редким для пассажирского лайнера сочетанием свойств: большой скоростью полета и способностью совершать взлет и посадку на грунтовых и заснеженных аэродромах с небольшой взлетно-посадочной полосой. Учитывая эти особенности, "Аэрофлот" эксплуатировал АН-10 на коротких трассах с плохо подготовленными и грунтовыми полосами. А первый полет Аэрофлотоского АН-10 состоялся 22 июля 1959 года на трассе Москва-Симферополь.

До 1960 года было выпущено 108 самолетов.

АН-14

Разработка легкого двухмоторного многоцелевого самолета короткого взлета и посадки АН-14, получившего прозвище "Пчелка", началась в конце 1950 года. 14 марта 1958 года Пчелка впервые взлетела в небо. Самолет имел крыло размахом 22 метра и площадью 39,72 кв.м, с автоматическими и управляемыми предкрылками, выдвижными закрылками и зависающими элеронами. Такое механизированное крыло обеспечивало самолету крутую траекторию взлета и посадки и устойчивое планирование на малых скоростях. Пчелка, даже при своих относительно больших размерах, могла производить взлет и совершать посадку на очень маленьких грунтовых аэродромах. Для взлета в штиль ей достаточно было полосы длиной в 100 - 110 м, при встречном ветре даже 60 - 70 м. Самолет мог развивать максимальную скорость до 200 км/час. При максимальном взлетном весе в 3750 кг АН-14 поднимал в воздух до 720 кг полезной нагрузки. Пчелка использовалась в качестве пассажирского, транспортного, связного, санитарного, сельскохозяйственного самолета. В пассажирском варианте в его салоне ставилось 6 кресел, седьмой пассажир занимал место рядом с летчиком. Серийное производство АН-14 началось в 1965 году в Арсеньеве, всего до 1970 года было построено 340 самолетов, массовая эксплуатация продолжалась до начала 80-х годов.

АН-22

АН-22, прозванный Антеем, ознаменовал новый шаг в самолетостроении - он стал первым в мире широкофюзеляжным самолетом. По своим размерам он превосходил все, что к тому времени было создано в мировой авиации. Английская Times после Международного парижского авиасалона 15 июня 1965 года писала: "Благодаря этому самолету Советский Союз опередил все остальные страны в авиастроении". А французская газета Humanitе, журналисты которой ожидали увидеть самый большой самолет в мире чудовищным и бесформенным, назвала АН-22 "элегантным и породистым, касающимся земли очень мягко, без малейшей тряски."

Антей создавался для транспортирования разногабаритных грузов весом до 50 000 килограммов: межконтинентальные баллистические ракеты, инженерную и боевую бронированную и небронированную технику на искусственные и грунтовые ВПП. С появлением в авиации АН-22 практически полностью решились проблемы транспортировки различного вооружения и техники в Советском Союзе. АН-22 мог десантировать полную роту десантников или 1-4 единицы бронетехники на платформах. В общей сложности Антей установил за все время более 40 мировых рекордов. Так, в 1965 году АН-22 поднял в небо груз в 88.1 тонны на высоту 6.6 километров, чем установил целых 12 рекордов мирового значения. В 1967 году Антей поднимает в небо на высоту 7.8 километров груз весом около 100,5 тонн. В 1975 году Антей совершил 5-тысячекилометровый перелет с грузом весом 40 тонн при скорости порядка 600 км/ч. Кроме этого, Антей - рекордсмен по десантированию груза.

Первый полет АН-22 совершил 27 февраля 1965 года. Серийное производство АН-22 было организовано на Ташкентском авиазаводе. Первые Антеи стали поступать в ВВС в январе 1969 года. Производство самолета продолжалось до января 1976 года. За 12 лет Ташкентский авиазавод построил 66 тяжелых самолетов Антей, из них 22 - в варианте АН-22А....
Авторские права на данный материал принадлежат «Smartnews.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка