Автор: Виктория Чернышева
Опубликовано: 07.02.2014, 12:30
 

Как устроен Ан-225 "Мрия"


7 февраля 1906 года родился советский авиаконструктор Олег Антонов, основатель знаменитого ОКБ, которое создало несколько знаковых в мировом авиастроении воздушных судов. В их числе - самый тяжелый грузоподъемный самолет, когда-либо поднимавшийся в воздух - Ан-225 "Мрия". Мы собрали факты о том, как устроен уникальный воздушный гигант.

Внешний вид и двигатели

"Мрия" проектировалась для особых целей - стране требовалось воздушное судно, которое способно было перевести многоразовый космический корабль "Буран". Конструкторы взяли за основу другую удачную разработку ОКБ - самолет Ан-124. В результате "Мрия" оказалась похожей на "Руслан", однако она имеет ряд отличий. Фюзеляж Ан-225 длиннее, хвостовое оперение двухкилевое, в нем больше стоек основного шасси и есть два дополнительных двигателя. Кроме этого, у "Мрии" нет хвостового грузового люка.

Ан-225 - это шестимоторный турбореактивный высокоплан (в этом случае крыло самолета проходит через верхнюю половину сечения фюзеляжа) со стреловидным крылом. Хвостовое оперение было сконструировано "двойным" неслучайно. Так как планировалось, что "Мрия" будет выполнять, в том числе, роль первой ступени "Бурана" и ракетоносителя "Энергия", челнок планировалось закреплять снаружи, на фюзеляже. При этом во время полета образовывалась спутная струя - вихри, срывающиеся с законцовок крыла самолета, представляющие опасность для других самолетов. Поэтому конструкторы сделали хвостовое оперение двухкилевым.

"Мрия" оснащена реактивными двигателями Д-18Т, разработанными в Запорожском МКБ "Прогресс" (такие же установлены на "Руслане"). Их высота - три метра, ширина - 2,8 метра, вес - более четырех тонн. Каждый двигатель на взлетном режиме развивает тягу 23,4 тонны; суммарная тяга составляет 140,5 тонны. Расход топлива в крейсерском режиме - 15,9 тонны в час.

Топливо в Ан-225 размещается в 13-ти крыльевых баках, его общая масса - 365 тонн. Время заправки воздушного гиганта приличное: от получаса до полутора суток; к процессу могут привлекать до 70 заправщиков. Полностью заправленная "Мрия" может летать 18 часов и преодолеть до 15 тысяч километров.

Размеры

Длина самолета - 84 метра, высота - 18,2 метра. Его можно сравнить с шестиэтажным четырехподъездным домом. "Мрия" длиннее самого большого, на сегодняшний день, самолета семейства Boeing - 747-8 на 7,7 метра; Airbus A380 она превосходит по этому параметру на 11 метров.

Самолет оборудован шасси с двумя опорами - двухстоечной носовой и 14-стоечной главной. На каждой стойке находится по два колеса; их меняют через каждые 90 взлетов — посадок.

Во время погрузки носовая часть "Мрии", как и у "Руслана", откидывается вверх. Процесс раскладывания рампы называют "поклоном слона": передняя стойка шасси отклоняется вперед, вес самолета при этом переносится на вспомогательные опоры под передним порогом грузовой кабины. Такой способ загрузки сделал "Руслан" и "Мрию" уникальными в своем роде.
Грузовой отсек

У "Мрии" он способен вместить до 80 легковых автомобилей, 16 стандартных контейнеров, большегрузные самосвалы типа "БелАЗа". Здесь даже поместится корпус Boeing-737. Размеры грузового отсека - 43 метра в длину, 4,4 метра в высоту и 6,4 метра в ширину. Он герметичен, а потому грузы в нем можно провозить самого разного типа.

Ан-225 способен перевозить и грузы большего размера. На фюзеляже для этого имеется специальная система крепления, изначально предназначенная для "Бурана" и его комплектующих.

Для того, чтобы полет был безопасным, груз в самолете закрепляют особым образом: центр тяжести должен располагаться в определенных пределах по длине. В грузовом отсеке имеется специальный погрузочный комплекс (четыре подъемных механизма), а также две напольные лебедки. Непобитый до сих пор рекорд "Мрии" - перевезенный груз в 253,8 тонны. 10 июня 2010 года самолет перевез самый длинномерный груз в истории авиаперевозок: две лопасти ветряка, каждая из которых имела в длину 42,1 метра.

Пассажирский отсек и экипаж

Над грузовым отсеком "Мрии" располагается кабина для сменного экипажа и 88 человек, которые сопровождают груз. Экипаж включает шесть человек - командира воздушного судна, второго пилота, штурмана, старшего бортинженера, бортинженера по авиационному оборудованию, бортрадиста. В "Мрии" есть места, предназначенные для приема пищи, работы с документацией, проведения конференций, а также для отдыха членов экипажа.

Работа систем самолета поддерживается более чем 30-ю бортовыми компьютерами. Именно поэтому они требуют минимального участия экипажа.

Взлет

Для взлета "Мрии" без груза необходима взлетно-посадочная полоса длиной 2400 метров, а если самолет с максимальным грузом - 3500 метров. Скорость во время взлета и посадки варьируется до 280 километров в час. Ан-225 набирает высоту при 560 километрах в час, а его крейсерская скорость составляет 850 километров в час.

Перевозки

Всего было заложено две "Мрии", и лишь одна из них летает - ее эксплуатирует украинская компания Antonov Airlines. Самолет перевозит только очень длинные и тяжелые грузы, которые, по тем или иным причинам, невозможно перевезти по земле. Себестоимость таких перевозок высокая, а потому заказы редки, иногда до одного - двух в год.

Судьбу "Мрии" определил "Буран": в 1994 году космическая программа была закрыта, а потому необходимость в воздушном гиганте отпала. Ан-225, совершивший к тому времени несколько полетов, частично разобрали. Но в 2000 году его восстановили. С 2001 года "Мрия" выполняет коммерческие рейсы.

Второй экземпляр Ан-225 готов сегодня примерно на 70 процентов.

Справка "РГ"

Днем "рождения" Ан-225 считается 30 ноября 1988 года. Первый полет самолет совершил 21 декабря 1988 года.

1 февраля 1989 года "Мрию" презентовали журналистам. 22 марта самолет установил 110 мировых рекордов.

3 мая 1989 года Ан-225 стартовал с аэродрома Байконур, неся на спине "Буран" массой более 60 тонн. 13 мая того же года та же уникальная транспортная система совершила беспосадочный перелет на расстояние в 2700 километров по маршруту Байконур-Киев.

В общей сложности "Мрия" совершилпа 250 мировых рекордов. Единственный самолёт, превосходящий Ан-225 по размаху крыла - летающая лодка Hughes H-4 Hercules, которая поднималась в воздух один раз в 1947 году.

 

Дайджест прессы за 7 февраля 2014 года | Дайджест публикаций за 7 февраля 2014 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Самолетостроение, Ан-225, Ан-124-100 Руслан, Взлет, Энергия (в процессе тестирования)