О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Протест с высокой турбины

Топ-менеджмент "Авиадвигателя" вступил в очередное противостояние с головной компанией - "Объединенной двигателестроительной корпорацией" (ОДК)

Топ-менеджмент "Авиадвигателя" вступил в очередное противостояние с головной компанией - "Объединенной двигателестроительной корпорацией" (ОДК). На этот раз пермские моторостроители не согласились с решением ОДК о передаче рыбинскому "Сатурну" права продажи всей газотурбинной техники, производимой в рамках корпорации. Менеджмент поддержали краевые власти, посчитав, что ОДК выводит из региона центры компетенции. В ОДК говорят, что "Авиадвигатель" создавал искусственную конкуренцию среди предприятий ОДК, в первую очередь - с "Сатурном".

Как стало известно "Ъ", ОДК внесла изменения в доверенности управляющих директоров ОАО "Пермский моторный завод" Сергея Попова и ОАО "Авиадвигатель" Александра Иноземцева. С 1 января 2014 года из доверенности топ-менеджеров исключено право заключения прямых договоров на поставку и ремонт газотурбинных установок (ГТУ) и газотурбинных двигателей наземного применения. Эти сведения "Ъ" подтвердили в ОДК и на самих пермских предприятиях. Право продаж закреплено за рыбинским ООО "Сатурн-Газовые турбины" (СГТ). Топ-менеджеры ПМЗ и "Авиадвигателя" имеют право подписывать документы в рамках контрактов, заключенных до 31 декабря 2013 года.

В ОДК пояснили "Ъ", что предприняли соответствующие меры "с целью устранения внутрикорпоративной конкуренции и поддержания оптимальных цен на рынке". "ОДК осуществляет контроль и согласование всех договоров поставки газотурбинных двигателей. За их изготовление в ОДК отвечает дивизион "Энергетические и промышленные программы". СГТ - головная компания этого дивизиона", - пояснили в корпорации.

По данным "Ъ", это решение больнее всего скажется на "Авиадвигателе", который с 90-х годов самостоятельно занимается реализацией электростанций на базе двигателей ПМЗ. Так, в 2012-2013 году "Авиадвигатель" поставил на Пермский НПЗ восемь блоков, тем самым фактически построив ТЭЦ мощностью в 200 МВт.

Менеджмент "Авиадвигателя" крайне болезненно отреагировал на решение ОДК, по информации "Ъ", обратившись с соответствующими письмами в адрес главы Ростехнологий Сергея Чемезова, вице-премьера Дмитрия Рогозина, главы Минпромторга Дениса Мантурова. С аналогичным письмом к господину Чемезову обратился и губернатор Пермского края Виктор Басаргин. В нем глава региона выразил неудовольствие по поводу управленческих решений, которые, по его мнению, могут навредить экономике пермских моторостроительных предприятий, соответственно, ухудшить социально-экономическую ситуацию в регионе.

Высокопоставленный источник в правительстве подтвердил "Ъ", что губернатор написал такое письмо. "По сути, своим решением ОДК создала торговый дом - СГТ, который будет вести хозяйственную деятельность от лица пермских предприятий. Эта же структура занимается производством аналогичной продукции. Будет ли она заинтересована в развитии пермских конкурентов?" - пояснил собеседник. Краевые власти видят в действиях ОДК попытку вывести из Пермского края центры компетенции.

Источник в "Авиадвигателе" рассказал "Ъ", что помимо ПМЗ над созданием газоперекачивающих агрегатов трудится целая кооперация пермских машиностроительных предприятий, которую новый заказчик может разрушить своими действиями. "Например, "Протон-ПМ" построил стенд для испытаний газоперекачивающих агрегатов. Будет ли СГТ заказывать у него работы? В этой отрасли работают 17 тыс. человек. Они рискуют остаться без работы", - считает источник.

Источник в ОДК решение корпорации объяснил обострившейся конкуренцией между "Авиадвигателем" и СГТ в 2013 году. По его данным, обе компании участвовали в конкурсах, проводимых компаниями ТЭК (в первую очередь - "Газпромом" и "Новатэком"), на поставку газотурбинных электростанций с двигателями производства ПМЗ. "СГТ вышел на тендер с коммерческим предложением, которое было согласовано в ОДК, а "Авиадвигатель" - с согласованным с ПМЗ, но без информирования нас как головной корпорации, - пояснил источник. - Ситуация привела к искусственному созданию условий конкуренции между нашими же предприятиями и конфликту интересов при проведении конкурсных процедур".

"Авиадвигатель" - ключевое предприятие ОДК, является головным разработчиком двигателя ПД-14 для перспективного российского лайнера МС-21. ОДК владеет 71,757% акций предприятия, по 10% акций у ООО "Юникс" и ЗАО "Моторинвест". Выручка в 2012 году - 6,1 млрд руб., чистая прибыль - 325 млн руб.

Напомним, это не первый конфликт топ-менеджмента пермских моторных предприятий с ОДК. Минувшей осенью госкорпорация отдала свои моторные активы в Перми - ПМЗ и "Авиадвигатель" в управление конкуренту - рыбинскому "Сатурну", топ-менеджменту которого руководство госкорпорации поручило создать дивизион "Двигатели для гражданской авиации". "Сатурн" решил сменить топ-менеджмент обоих предприятий - на должность управляющего директора был выдвинут Сергей Попов, в прошлом коммерческий директор "Сатурна". В ОДК объясняли причину смены топ-менеджмента необходимостью объединения ПМЗ и "Авиадвигателя". Господин Иноземцев отказался покинуть пост, а в его защиту грозился выйти на митинг коллектив предприятия. Скандал дошел до федерального правительства, которое, по данным "Ъ", порекомендовало ОДК оставить опального директора в покое.

Отметим, что пермские и рыбинские машиностроители конкурируют за перспективный рынок: в 2012 году Пермский моторный завод изготовил 44 газотурбинные установки (ГТУ), в 2014 году, по данным "Ъ", их количество вырастет до 67. Львиную долю заказов ПМЗ обеспечивает "Газпром".

Поставщиком ГТУ для "Газпрома" является пермское ЗАО "Искра-Авигаз", где ОДК владеет 24%, а два представителя корпорации входят в совет директоров. Гендиректор "Искры-Турбогаза" Михаил Соколовский считает, что ОДК придется договариваться с "Искрой-Авигазом".

Пермские газовики признаются, что еще не работали с "Сатурном" и довольны качеством пермских моторостроителей. Гендиректор ООО "Газпром трансгаз Чайковский" (эксплуатирует магистральные газопроводы в Прикамье) Виктор Чичелов сообщил "Ъ", что пермские производители газоперекачек проводят ТО, диагностику: "Никогда нас с оборудованием не бросали, всегда обслуживали". О качестве работы "Сатурна" газовик ничего не знает, поскольку ни один рыбинский агрегат на его линейных управлениях не работает. Он также сообщил, что готовится визит в Пермский край зампредправления "Газпрома" Виталия Маркелова, в рамках которого газовики должны согласовать список предприятий, с которыми будет сотрудничать газовая монополия. Среди них есть и пермские моторостроительные компании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка