О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обзор рынка пассажирских авиаперевозок США

Наибольшую долю на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок США в 2012 году занимали компании Southwest Airlines и Delta Air Lines с долями в 17,5% и 14,8%

29 октября 2008 года рынок авиаперевозок США приобрел нового гиганта после слияния авиакомпаний Delta Air Lines и Northwest Airlines. По итогам 2010 года на долю объединенного авиаперевозчика приходилось 14,3% всех перелетов внутри США. Корпорация Delta Air Lines стала самым крупным коммерческим перевозчиком во всем мире. В конце 2011 года один из крупнейших авиаперевозчиков США American Airlines - дочерняя компания холдинга AMR Corporation - объявила о своем банкротстве. В тот момент перевозчик объяснил свои действия необходимостью реструктурировать свой долг и издержки. Компания была вынуждена пойти на такой шаг, чтобы продолжить свою работу в условиях сильной конкуренции. Однако процедура банкротства предусматривала лишь реорганизацию - самолеты American Airlines совершали свои рейсы в обычном режиме. В декабре 2013 года на рынке пассажирских авиаперевозок США произошли существенные изменения. Крупнейшие авиакомпании США AMR Corporation и US Airways Group объявили о слиянии, в рамках которого была создана совместная корпорация American Airlines Group Inc. (AAL). По итогам слияния новая компания займет первое место по авиаперевозкам в США - на ее долю придется около 18% рынка внутренних авиаперевозок. Руководство объединенного гиганта заявляет, что создание крупнейшего в США авиаперевозчика позволит уже к 2015 году увеличить чистую прибыль корпорации на $1 млрд. в связи с ограничением издержек: более дешевым станет обслуживание рейсов за счет расширения географии сервисных узлов. Данное слияние может повлечь за собой новые изменения на рынке авиаперевозок США, например, консолидацию мелких авиакомпаний.

Показатели рынка пассажирских авиаперевозок

По данным Бюро Транспортной Статистики США (Research and Innovative Technology Administration - Bureau of Transportation Statistics, RITA - BTS) в 2012 году объем рынка внутренних пассажирских перевозок США достиг отметки в 642 млн. перевезенных пассажиров. При этом средняя заполняемость воздушных судов в 2012 году составила 83,2%, а выручка от перевозки одного пассажира на расстояние в одну милю (удельная выручка) достигла рекордных 14,31 центов. По прогнозам Бюро Транспортной Статистики США объем пассажирских авиаперевозок США будет расти на 3% ежегодно до 2017 года, а заполняемость самолетов к 2017 году достигнет 84,5%. Ожидается, что к 2017 году удельная выручка составит 14,11 центов в связи с развитием low-cost направления в секторе. Однако потери от снижения цен на авиаперелёты компенсируются увеличением процента заполняемости самолетов, а также уменьшением цен на топливо. Уже по итогам 2013 года выработка бензина в США выросла на 5,4%, что связано с разработкой новых технологий добычи нефти - глубоководной добычи и горизонтального бурения. Данные тенденции в добывающей промышленности США позволяют рассчитывать на дальнейшее снижение цен на топливо.

Таблица №1 Объем внутренних пассажирских авиаперевозок в США
Год201120122013E2014E2015E2016E2017E
Число пассажиров, млн638642651670693713738
Удельная выручка, центов13,9514,114,2414,1614,1214,1414,11
Цена на топливо / 1 миля, центов281,1299,7267249,4230,7228,7235,4
Процент заполняемости самолетов82,5%83,2%83,8%84%84,2%84,4%84,5%

Источник: Bureau of Transportation Statistics, прогноз QB Finance

Крупнейшие операторы пассажирских авиаперевозок

По итогам 2012 года на рынке пассажирских авиаперевозок США можно было выделить 5 компаний: Southwest Airlines Co., Delta Air Lines Inc., American Airlines Group Inc., United Continental Holdings Inc. и US Airways Group Inc. Финансовые результаты пяти крупнейших авиаперевозчиков представлены в таблице №2.

Таблица №2 Топ-5 компаний на рынке пассажирских авиаперевозок: финансовые показатели
КомпанияВыручка, $ млрдЧистая прибыль/
убыток, $ млрд
Чистая рентабельность
Год201120122013201120122013201120122013
Southwest Airlines15,717,117,70,20,40,71,3%2,3%4%
Delta Air Lines35,136,737,70,8110,52,3%2,7%27,8%
American Airlines Group23,924,825,8-1,9-1,9-1,6---
United Continental Holdings37,137,238,30,84-0,720,572,3%-1,5%
US Airways Group13,0513,814,60,070,640,40,5%4,6%2,7%

Источник: google.com/finance, данные представленных компаний

Таблица №3 Топ-5 компаний на рынке пассажирских авиаперевозок: доля рынка
КомпанияДоля на рынке
Год201120122013E
Southwest Airlines17,3%17,5%17,7%
Delta Air Lines14,5%14,8%15,2%
American Airlines Group10,2%10,1%10,1%
United Continental Holdings6,2%10,5%10,1%
US Airways Group7,2%7,4%7,8%

Источник: Bureau of Transportation Statistics, прогноз QB Finance

Наибольшую долю на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок США в 2012 году занимали компании Southwest Airlines и Delta Air Lines с долями в 17,5% и 14,8% соответственно. Можно ожидать, что после слияния American Airlines и US Airways Group доля объединенного перевозчика на рынке внутренних авиаперевозок подскочит до 18% уже в 2014 году. Тем самым можно говорить о том, что на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок США формируется триумвират гигантов Southwest Airlines, Delta Air Lines и American Airlines Group, которые владеют половиной рынка пассажирских авиаперевозок страны. Для выживания маленькие авиакомпании США вынуждены будут обратить внимание на развитие low-cost направлений в бизнесе. Данная модель авиаперевозок часто предполагает отказ от некоторых услуг на борту самолета: вводится, например, единый класс обслуживания. Авиаперевозчики, придерживающиеся low-cost модели, часто приобретают самолеты одного типа, что позволяет снизить затраты на их обслуживание. Такие меры позволят небольшим авиаперевозчикам снизить цены на свои рейсы и привлечь пассажиров. Другой альтернативой для мелких авиакомпаний может служить их консолидация в совместные предприятия. Расширение географии транспортных узлов по обслуживанию воздушных судов приведет к сокращению издержек и увеличению рентабельности бизнеса совместных предприятий. Обе альтернативы позволят мелким авиаперевозчикам выжить на рынке авиаперевозок США и составить конкуренцию лидерам отрасли.

Последние тенденции на рынке пассажирских перевозок США

В последние годы ключевой целью ведущих авиакомпаний стало не увеличение объема перевозок, а повышение эффективности полетов каждого отдельного рейса и максимизация прибыли. Так в 2007 году общий поток пассажиров на рынке внутренних авиаперевозок США составлял 679 млн. человек, а уже к 2012 году он снизился до 642 млн. В условиях кризиса в экономике авиакомпании были вынуждены сократить число рейсов, за счет чего снизилось и число пассажиров. Однако данная бизнес-модель продолжает приносить плоды и после кризиса: средняя заполняемость самолетов растет, как растет и выручка авиакомпаний. Также стоит отметить, что большинство коротких рейсов являются убыточными для авиакомпаний в связи с тем, что общие затраты на обслуживание самолета (без учета топлива) остаются неизменными, а выручка с билетов не способна покрыть данные расходы. Если в 2007 году средняя дальность полётов составляла 870 миль, то в 2012 году показатель вырос до 883 миль и будет только увеличиваться. Продолжают снижаться субсидии на неэффективные перелеты на малые расстояния из малых аэропортов. Так в ближайшие три года уменьшится размер федеральных субсидий на федеральную программу Важных Авиационных Направлений (Essential Air Service, EAS): на $11 млн. в 2014 году и на $14 млн. в 2016 году. По итогам 2013 года на программу была выделена рекордная сумма в $246 млн. Мелким авиакомпаниям, совершающим короткие внутренние рейсы, придется непросто: кроме конкуренции со стороны крупных авиакомпаний на дальних рейсах, мелких авиаперевозчиков лишают поддержки со стороны государства на рынке локальных авиаперевозок.

Логичным шагом для мелких авиакомпаний станет их консолидация - объединение усилий в борьбе против лидеров отрасли. Стоит отметить, что процесс слияния American Airlines и US Airways Group в одну из самых крупных авиакомпаний США не прошел безболезненно для деятельности объединенного гиганта. Так Европейская Антимонопольная Комиссия выдвинула ряд требований американскому авиаперевозчику, чтобы соблюсти условия конкуренции на рынке европейских авиаперевозок. В частности, комиссары антимонопольной организации считают, что слияние может привести к монополизации авиационного сообщения по маршруту Лондон (Великобритания) - Филадельфия (США) из международного аэропорта Хитроу. Европейская Антимонопольная Комиссия выдвинула требования, согласно которым American Airlines Group должна будет пересмотреть расписание полетов на данном направлении, а также отказаться от некоторой части рейсов. Предполагается, что некоторые рейсы в направлении Лондон - Филадельфия будет совершать другая авиакомпания....
Авторские права на данный материал принадлежат «QB Finance». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка