Автор: Татьяна Кочеткова
Опубликовано: 18.02.2014, 18:16
 

Билет без возврата


[image]

Введение невозвратных билетов может удешевить авиаперелеты на 15%. Но эта же мера может стать причиной "правоприменительного хаоса", говорят специалисты.

В России не оставляют попыток создать авиакомпанию-лоукостер, которая будет предоставлять свои услуги по сниженным ценам. Бюджетные авиакомпании существуют практически во всем мире и, в том числе, летают в Россию. Но такие авиакомпании порой не могут "прижиться" в стране не только из-за монополизированности рынка, но и из-за отсутствия условий для снижения цен на билеты.

Так, по словам главы ОАО "Аэрофлот" Виталия Савельева (компания рассчитывает создать дочернюю лоукост-компанию "Добролет"), для появления национального низкобюджетного авиаперевозчика нужно изменить Воздушный кодекс и авиационные правила РФ. И тогда новичок сможет соперничать с мировыми лоукост-гигантами. В частности, нужно разрешить привлекать на работу иностранных пилотов, поменять нормы провоза бесплатного багажа, сделать некоторые услуги платными (например, питание и откидные кресла) и разрешить продавать невозвратные билеты.

В необходимости своеобразной реформы уверен и министр транспорта РФ Максим Соколов. По его словам, нужно снизить финансовую нагрузку на авиакомпании, тогда полеты станут гораздо дешевле.

Например, сегодня в стоимость билета, помимо услуг самой авиакомпании и стоимости керосина входит риск отказа пассажира от полета. Ежегодно отечественные компании закладывают на страховку от отказа около 36 млрд рублей. Это отражается на стоимости авиабилетов. В то же время, пассажир мог бы сам решить, что ему нужно в полете, а от чего он может отказаться в целях экономии.

"Нововведения, которые широко используются во всем мире, позволят авиакомпаниям снизить цены на билеты и одновременно повысить спектр выбора для пассажиров. Пассажир сам должен выбирать, нужны ли ему чемодан или курица с чаем. Если нужны, он за это заплатит", - пояснял министр в интервью "Российской газете".

Осенью 2013 года стало известно, что Минтранс разрешил отечественным авиакомпаниям взымать с пассажиров плату за провоз багажа и не предоставлять им бесплатное горячее питание - оно признано услугой повышенной комфортности.

Немногим позже правительство одобрило предложение Минтранса, согласно которому в российских авиакомпаниях можно будет работать иностранным пилотам.

"Открыть границы" пришлось из-за нехватки российских пилотов. Отечественные летные училища в 1995-2009 годах ежегодно выпускали не более 160 пилотов, тогда как с летной работы по различным причинам уходят около 700 человек ежегодно, а на подготовку летного состава к работе на новом типе самолета у авиакомпании уходит около 3-4 лет. В целом же для пополнения летного состава российским авиакомпаниям ежегодно нужно около 1,5 тыс. специалистов, которых в стране нет.

"В Российской Федерации в последние годы сложилась неблагополучная ситуация в части обеспечения авиаперевозчиков квалифицированными летными кадрами, в первую очередь командирами воздушных судов (КВС) (…) Сложившийся дефицит специалистов в итоге приводит к снижению уровня квалификации действующих пилотов, кроме того, авиакомпаниям сложно обеспечить неуклонно возрастающую в последние годы потребность населения и экономики страны в авиационных перевозках", - говорится в сообщении правительства.

На стоимость билетов также может повлиять отмена НДС и развитие системы альтернативных топливо-заправочных комплексов в аэропортах, поскольку примерно треть стоимости билета составляют расходы на закупку топлива.

Кроме того, введение невозвратных билетов также поможет снизить стоимость полетов. Так, если бы авиакомпании ежегодно не закладывали в стоимость билетов возможность отказа от полета, билеты в эконом-класс, по мнению заместителя председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Юрия Смирнова, могли бы подешеветь на 15%.

В середине февраля идею ведения невозвратных билетов одобрила комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности.

Сейчас пассажир может отказаться от полета, уведомив перевозчика о решении не позднее чем за 24 часа до отправки самолета. В этом случае ему вернут деньги за билет. Если о своем решении он сообщил позднее, то авиакомпания может удержать до 25% от стоимости билета. Такой порядок, считают авторы законопроекта, "препятствует корректному формированию цен на авиаперевозки и влечет увеличение их стоимости для пассажиров, поскольку указанные риски (поздней сдачи билета пассажиром - ИФ) включаются в стоимость перевозки и оплачиваются пассажиром независимо от того, отказывается он от перевозки или нет".

"Таким образом, пассажиры, не отказывающиеся от перевозки, вынуждены покупать авиабилеты по завышенной цене только в связи с тем, что российское законодательство не позволяет перевозчику исключить из тарифа риски, связанные с возможным отказом пассажира от перевозки", - отмечает пресс-служба правительства.

Вместо этого предлагают ввести два вида тарифов: с возможностью отказа от полета и без нее. Кстати, если мера оправдает себя, невозвратные билеты могут ввести и на поездах дальнего следования.

Против нововведения выступает лишь Союз потребителей РФ. Там опасаются, что появление невозвратных билетов создаст "правоприменительный хаос" и приведет к росту цен.

"В случае принятия этого законопроекта возникнет коллизия его нормы о "невозвратном" тарифе с нормой ст.32 закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой "потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору", - говорится в письме председателя союза Петра Шелища в Минэкономразвития.

В Союзе потребителей также убеждены, что в случае принятия законопроекта вырастут средние цены на воздушные авиаперевозки.

В то же время представители туриндустрии наоборот идею поддерживают: во-первых, это увеличит турпоток в стране, во-вторых, поможет избавиться от споров по поводу возврата билетов на чартерных рейсах.

"В случае с чартерными рейсами пассажиры при отказе от поездки требуют возвратить деньги, ссылаясь на то, что в России не существует невозвратных авиабилетов. В то же время туроператоры заключают договор с чартерными перевозчиками на условиях выкупа блока мест без возможности возврата. Таким образом, эта проблема сейчас целиком ложится на плечи консолидаторов рейса", - пояснил порталу "Интерфакс-Туризм" начальник отдела авиаперевозки турфирмы "Нева" Сергей Бураков.

Впрочем, по мнению эксперта, мера не приведет к существенному удешевлению перелетов, а невозвратными могут автоматически сделать все билеты, продающиеся по минимальным тарифам.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 февраля 2014 года | Дайджест публикаций за 18 февраля 2014 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Соколов Максим, Добролет, Аэрофлот - российские авиалинии, Т-401, Ан-32, М-201, Д-41 (в процессе тестирования)