Источник: компания «Ростехнологии»
Опубликовано: 18.02.2014, 19:30

Запчасти на обмен

Вопросы создания системы послепродажного обслуживания самолетов в России


Заместитель гендиректора - директор центра дистрибуции АСЦ холдинга"Авиационное оборудование" Кирилл Крупнов рассказал о вопросах создания современной системы послепродажного обслуживания для российских эксплуатантов воздушных судов иностранного производства и отечественных самолетов нового поколения

B 2013 году объем пассажирских авиаперевозок в России, согласно отчету Росавиации, увеличился на 14% по сравнению с 2012 годом. По данным ведомства, услугами отечественных авиаперевозчиков в прошлом году воспользовалось 84,4 млн пассажиров. Растущий пассажиропоток стимулирует российские авиакомпании пополнять и обновлять свой парк за счет новейших самолетов российского и зарубежного производства. По прогнозам экспертов ICAO, для удовлетворения потребностей рынка к 2020 году российским компаниям понадобится не менее 640 новых самолетов, более 50% которых составят российские лайнеры нового поколения.

Для растущего парка пассажирской авиации в России необходимо сформировать эффективную систему послепродажного обслуживания (ППО) самолетов российского и иностранного производства, обеспечивающую одинаково высокий уровень сервиса как для перспективных российских самолетов серии Sukhoi Superjet 100, так и для самолетов Boeing и Airbus нового поколения. К 2020 году рынок дистрибуции запчастей и комплектующих вырастет более чем в полтора раза - с 300 до 500 млн долларов.

Сегодня ряд российских компаний, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, успешно развивает сервисы для самолетов иностранного производства. Многое делается для приведения правил и норм российского законодательства в соответствие с мировыми стандартами авиационного обслуживания.
Однако остается много нерешенных вопросов в области материально-технического обеспечения. Более 90% компонентов и расходных материалов для самолетов иностранного производства, эксплуатирующихся в России, российские авиапредприятия приобретают сейчас у зарубежных поставщиков. Это обусловлено не только низкими ценами, но и принципами и условиями договорных отношений, которые включены во внешнеэкономические договоры.
Юрисдикция подобных договоров, как правило, - территория иностранного государства, что позволяет российским предприятиям заключать сделки в рамках зарубежного законодательства.

В данном случае речь идет о возможности осуществлять поставку авиационных блоков, узлов и агрегатов как в рамках индивидуального обмена (один на один), так и на условиях доступа к возвратно-обменному фонду (пулу). Основной принцип подобного обмена заключается в том, что поставщик предоставляет авиакомпании исправный компонент до того, как авиакомпания возвращает взамен неисправный, что позволяет сократить срок простоя самолета.

Возможность использовать услугу по обмену компонентами позволяет авиаперевозчикам не отвлекать денежные средства на формирование своих собственных запасов.

Отсутствие в действующем российском законодательстве правовой основы для обмена товаром без определения его стоимости и с переходом права собственности не позволяет использовать подобную схему между двумя резидентами в России. В результате российские авиакомпании предпочитают пользоваться услугами иностранных провайдеров, которые, получив взамен неисправный компонент, производят его ремонт в своих ремонтных мастерских за рубежом. Это положение также сдерживает темпы роста отечественных предприятий по ТоиР.

Создание условий для организации обмена компонентами в России даст возможность для развития отечественной системы материально технического обеспечения, которая может стать универсальной для эксплуатантов и российских и зарубежных ВС.

До недавнего времени в среднем по России доставка запчастей для самолетов иностранного производства занимала до трех суток, поскольку требовалось поставлять комплектующие со складов в Европе и США. Сейчас срок ожидания запчастей удалось сократить до 4 ч благодаря открытию в 2012 году первого в России Центра дистрибуции запчастей авиационного сервисного центра (АСЦ) холдинга "Авиационное оборудование" (входит в госкорпорацию "Ростех"). В декабре 2013 г. АСЦ был включен в реестр владельцев таможенных складов. Складской комплекс находится всего в трех километрах от терминалов аэропорта Шереметьево. Полезная площадь склада составляет 1,7 тыс. м2. АСЦ оборудован специально для хранения АТИ и отвечает всем требованиям, установленным стандартами системы качества EN9120. Сегодня авиационный сервисный центр холдинга "Авиационное оборудование" Госкорпорации "Ростех" является крупнейшим в России поставщиком авиационно-технического имущества (АТИ).

Наличие собственного таможенного склада востребованных компонентов в Москве обеспечивает высокую скорость их поставки российским авиакомпаниям, сокращая время простоя самолетов и повышая безопасность полетов. Высокого уровня сервиса АСЦ планируется достичь за счет широкой линейки компонентов на складе компании, а также возможности использовать распространенные стандарты, такие как поставка авиакомпонентов на условиях обмена.

Первую задачу АСЦ "Авиационное оборудование" решает, используя как свои собственные ресурсы и финансируя формирование собственных складских запасов, так и за счет создания консигнационных складов с участием мировых лидеров отрасли. В настоящий момент подписан договор консигнации с производителем и одним из ведущих поставщиков расходных материалов, также ведутся переговоры с одним из крупнейших поставщиков компонентов о размещении на таможенном складе АСЦ компонентов Rotables для таких типов самолетов, как Boeing 737/777/747/757/767, а также Airbus A320.

В то же время нужно отметить, что управляющая компания - холдинг "Авиационное оборудование" и АСЦ "Авиационное оборудование" активно работают совместно с ФНС России над гармонизацией законодательства в части организации поставки компонентов в рамках сделки по обмену.

Следующим шагом по совершенствованию системы послепродажного обслуживания должна стать локализация ремонта компонентов в России и, как следствие, формирование российских возвратно-обменных фондов (пулов).

Кирилл КРУПНОВ, заместитель гендиректора - директор центра дистрибуции АСЦ холдинга "Авиационное оборудование".

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «Ростехнологии» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 18 февраля 2014 года | Дайджест публикаций за 18 февраля 2014 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Ростехнологии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Самолетостроение, Ростехнологии, Безопасность полетов, A320 (в процессе тестирования)