О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Идеальный бортпроводник - это личность с изюминкой"

Почти 30 лет назад молодую девчушку по имени Надежда, выпускницу Ленинградского авиационно-технического училища, по воле судьбы занесло в снежную Якутию

Что должен уметь бортпроводник? В перечень основных обязанностей входит организация сервиса на борту воздушного судна, информирование и оповещение пассажиров о полете, постоянная связь с экипажем, но немногие знают, что на самом деле стоит за фирменной дежурной улыбкой, и приятной внешностью девушки в форме. Ведь главная обязанность бортпроводника - это обеспечение безопасности пассажиров.

Спросите об этом Надежду Ковальчук, бортпроводника с 28-летним стажем, начальника службы бортпроводников авиакомпании "Полярные авиалинии", которая в своей работе является не только признанным профессионалом, но и настоящей "мамой" для многочисленного коллектива своих подопечных.

Почти 30 лет назад молодую девчушку по имени Надежда, выпускницу Ленинградского авиационно-технического училища, по воле судьбы занесло в снежную Якутию. Тогда, в холодном ноябре 1986 года она и подумать не могла, что всю жизнь свяжет с этим суровым и далеким северным краем.

Командирская дочка

Сейчас, по прошествии времени, Надежда признается, что никогда не испытывала каких-то душевных терзаний по поводу выбора профессии. Отец летал командиром на Ту-134 в Архангельске и поддержал дочь в решении стать бортпроводником. Мать поначалу была против, но видя решительность и упорство дочери, в конце концов сдалась. Как бы то ни было, Надежда поступила в самое престижное в стране Ленинградское авиационно-техническое училище. Туда в 1984 году конкурс на поступление составил 80 человек на место.

"В первый год обучения упор делался на технические основы, аспекты полетов, далее нас учили непосредственно нашей работе, готовили сразу на международные линии, первый класс. Летом 1985 года после окончания учебного года началась практика. До сих пор помню свой первый рейс, 11 июля. Не могу сказать что испытала какой-то особенный восторг, ведь я четко знала свою цель, и шла к ней, и это был один из этапов. Зато ясно осознала, что это именно то, чем я хочу заниматься в жизни".

Начало работы

В Якутск Надежда попала, можно сказать, случайно. За плечами было три месяца работы в Минеральных водах. Прилетела с мыслью что "завтра" уже улетит. "Видимо, "завтра" еще не наступило", - смеясь, делится Надежда Николаевна. Но в те далекие ноябрьские дни 1986 года ей было, правда, не до смеха. Тонкая форма бортпроводника не спасала в полной мере от холода во время рейсов. Зато грела душу любимая работа. Казалось, не было такого уголка, куда не летали главные крылья Советского Союза.

"Мы тогда очень много летали, рейсы были ежедневно, по всей стране. Самолеты всегда были битком, и не важно, лето или зима на дворе. Я тогда успела поработать на нескольких типах, Ту-154, Як-40, Ан-24, Ан-74. Дольше всего на Ту-154".

Именно благодаря большому опыту работу на "тушке" Надежду пригласили в 1998 году организовать работу бортпроводников на "Ту-154" в "Полярных авиалиниях". Тогда регулярный рейс на Ту-154 из Тикси в Москву по праву был гордостью авиакомпании. Все работавшие в то время здесь бортпроводники были переучены и остажированы на Ту-154. Бригады базировались в Москве, Тикси, Батагае, Нерюнгри и Черском.

"Все это приходилось держать в голове. Большое количество бортпроводников в разных городах, надо было чтобы они вовремя выходили на смену, постоянно менялись, чтобы Ан-24 были прикрыты. Но девочки молодцы, работали, как часы. Отрабатывали все вовремя, работали как на регулярных, так и на заказных рейсах".

В конце 90-х годов, как известно, наступил спад. Кризис в государстве неизбежно привел к кризису во всех отраслях огромной страны. Но любимой работе Надежда изменять не собиралась. "Ни в одной другой ипостаси себя не могла и сейчас не могу представить. Всегда чувствовала, что это мое. Люблю и уважаю своих пассажиров. Даже спустя 29 лет работа все также приносит огромное удовольствие".

Королева пятого океана

Идею провести конкурс красоты и мастерства среди бортпроводников Надежда Николаевна держала в голове больше 10 лет. "Королева пятого океана" впервые был проведен в 2000 году и сразу завоевал большую любовь и признание зрителей. Ведь на обычных конкурсах красоты главными критериями оценок выступают внешние данные и умение грациозно ходить по подиуму. А в конкурсе "Королева пятого океана" серьезно оцениваются профессиональные качества бортпроводника, его умение сориентироваться в нестандартной ситуации, знание своей профессии.

"В 1990-м году в Красноярске был проведен первый международный конкурс бортпроводников, куда я должна была поехать. Но в это же самое время мне предложили пройти переподготовку для полетов на международных воздушных линиях. И я, естественно, выбрала переподготовку".

В 1991 году Надежда Николаевна приняла участие в первом международном рейсе из Якутска на Аляску. Это был обмен культурным опытом, в Америку летела целая делегация из Якутии, а обратно экипаж вез большое медицинское оборудование.

"И вот на конкурс от Якутска поехали два бортпроводника - Ирина Нагайцева и Александр Шишмарев. Потом они с восторгом рассказывали о конкурсе, показывали фотографии, и вот эти рассказы их запали мне в душу. Захотелось организовать что-то подобное и в Якутске. Но для того чтобы реализовать этот проект понадобилось почти 10 лет".

В 2000 году организаторами и ведущими первого конкурса выступили Надежда и Александр Шишмарев. Тогда в Якутии было больше авиакомпаний, чем сейчас и первыми конкурсантками стали 7 бортпроводниц из разных авиапредприятий. Впоследствии Надежда Николаевна всегда выступала организатором последующих конкурсов.

"Каждый раз мы старались придумать что-то новое, привнести "изюминку" в конкурс. Неизменными оставались этапы визитка, выход в вечерних платьях, а творческий конкурс мы постоянно изменяли в ту или иную сторону, с тем, чтобы участницы могли предстать перед зрителем в разных образах. Большим успехом пользовался конкурс, в котором обыгрывались различные внештатные ситуации на борту самолета, он мог продемонстрировать непосредственные профессиональные качества бортпроводника. Также неизменно в "Королеве пятого океана" проводится закрытый этап конкурса, на котором не присутствуют зрители, а участницы сдают тест на профессиональные знания и навыки. Каждый раз во время проведения конкурса в зале аншлаг, мы чувствуем огромную поддержку зала, авиационной общественности, работников авиапредприятий. Этот конкурс стал своеобразным украшением юбилейных праздничных мероприятий в авиации".

Портрет идеального бортпроводника

На вопрос, каким должен быть идеальный бортпроводник, Надежда отвечает не сразу. Для нее это понятие гораздо шире каких-то границ.

"Стопроцентно идеальный бортпроводник не интересен, это уже робот какой-то, а у бортпроводника должна быть своя изюминка, личные особенности. Конечно есть какие-то общие качества, такие как ответственность, грамотность в своих действиях. Когда ко мне приходит новый человек на работу, я приветствую, чтобы было образование. Это свидетельствует о том, что человек к чему-то стремиться, ставит перед собой конкретные цели. Еще один плюс коммуникабельность, открытость к общению. На первом этапе мы проводим собеседование и по ходу его уже можно увидеть какие-то моменты и сделать для себя вывод, сможет ли этот человек стать бортпроводником. Ведь мы отвечаем за жизнь и здоровье пассажиров, а это самое важное в нашей работе".

Семейная традиция

О своих подопечных Надежда Николаевна может рассказывать бесконечно, они для нее - вторая семья. При этом скромно умалчивает о собственной биографии и личных достижениях. Наверное скромность - это сильнейшая черта Надежды, сразу после высокого чувства ответственности. А ведь во многом благодаря ее руководству, многочисленный и дружный коллектив бортпроводников авиакомпании, с успехом справляется с возложенными на них обязанностями. Эти девочки - настоящая гордость предприятия, ведь им под силу обслуживание полетов любой сложности. Пассажирами могут быть кто угодно - вахтовики, охотники, члены правительства, детские делегации, неизменны лишь профессионализм и хладнокровие бортпроводниц, работающих на рейсе.

Веселый коллектив подопечных Надежды с успехом участвует на всех проводимых в родном предприятии конкурсах и праздниках. Именно благодаря им каждое мероприятие проходит "с огоньком", девочки каждый раз демонстрируют чудеса коллективного творчества и фантазии. И в большинстве случаев начальник службы выступает главным идейным вдохновителем.

Служба бортпроводников, которую с 2007 года возглавляет Надежда Ковальчук, действительно похожа на одну большую дружную семью. Что касается настоящей семьи, у Надежды нет ни одного родственника, который бы не работал в авиации. Ее сын Ян - курсант Ульяновского высшего авиационного училища, признается, что даже вопрос о выборе профессии пилота у него не стоял. Отец Надежды был пилотом, также как и свекр, муж работает в Госавианадзоре, золовка летает на "боингах" в "Якутии", а племянник учится в Якутском авиационном училище на техника. В свое время бабушка Надежды летала на карельский фронт, сопровождала грузы на Ли-2. Вот такая вот большая семья авиаторов! Так что и на работе и дома Надежду сопровождает все, что связано с небом и полетами.

"Профессия сама меня выбрала" - пожимает плечами Надежда, - "Я всегда четко знала, кем я хочу быть. При этом знала, что не буду просто бортпроводником. С 19 лет я летала старшим бортпроводником на Ту-154. И до сих пор могу честно признаться в любви к своей профессии. Я люблю своих пассажиров и свою работу, которая и сейчас приносит мне ни с чем несравнимое удовольствие".

И действительно, глядя на всегда улыбающуюся, радостную и оптимистичную Надежду, понимаешь истинное значение выражения "человек на своем месте". Когда сердце лежит к любимой работе, и солнце светит ярче, и дела спорятся быстрей. Спасибо таким фанатам своего дела, ведь именно на них, в конечном счете, держится вся наша авиация....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Полярные авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка