Источник: газета «Коммерсантъ - Украина»
Автор: Андрей Леденев
Опубликовано: 04.03.2014, 09:41

"Сегодня нет четких правил игры"

президент авиакомпании "Международные авиалинии Украины" Юрий Мирошников


- Как вы оцениваете прошедший год в отрасли?

- Прошлый год был не простым, никто не ожидал, что рынок покинет "АэроСвит". В такой форс-мажорной ситуации наша компания искала возможность максимально быстро восстановить сеть маршрутов "АэроСвита". Большую часть сети "Международным авиалиниям Украины" (МАУ) удалось восстановить, поэтому 2013 год можно считать успешным.

- С какими трудностями столкнулась МАУ во время выхода на новые направления?

- На сегодняшний день существует задержка по направлению Киев-Пекин. МАУ полгода добивалась получения разрешений от китайских авиационных властей. На нас смотрят, как под микроскопом, так как два предыдущих украинских перевозчика обанкротились и оставили долги. Сейчас мы запросили слоты, китайская сторона рассматривает наши документы. Помимо этого, МАУ пока не может договориться по слотам, которые позволят стыковаться транзитным пассажиропотокам в аэропорту "Борисполь" пассажирами в/из Ташкента. Представитель аэропорта в этом городе говорит, что не может нас принять в то время, которое позволит нам генерировать транзит через Киев, так как очень загружен. Но, изучив расписание ташкентского аэропорта, мы видим, что обслужить рейсы МАУ в нужное нам время он все-таки может. Мы продолжаем переговоры, так как считаем именно это направление важной частью развития транзитной модели компании.

- Что, по вашему мнению, сдерживает развитие отрасли в Украине?

- Отсутствие государственной стратегии развития авиационного транспорта. Украинские перевозчики должны понимать, двигаясь в какую сторону, они могут рассчитывать на государственную поддержку. Сегодня нет четких правил игры. Фактически каждый игрок рынка считает, что он прав. Аэропорты просят помочь с инфраструктурой, лоукостеры считают, что нужно развивать бюджетные перевозки, а МАУ, например, выступает за развитие транзита. Каковы приоритеты государства?! Мы не знаем... Очень сильным барьером развития отрасли является монопольное положение большинства аэропортов в стране, а также компаний, которые там работают, начиная от кейтеринга и заканчивая топливозаправщиками.

- Какие основные пункты вы ожидаете увидеть в госпрограмме развития авиатранспорта?

- Механизмы поддержки стратегических для государства направлений. Возможно, регулирование цен на услуги монополистов или же ограничение нормы их рентабельности. Что касается взаимодействия перевозчика с аэропортом, то в госпрограмме должен быть заложен механизм предоставления скидок аэропортов в зависимости от объемов перевозок авиакомпаний. В 2012 году аэропортам разрешили предоставлять скидки до 80% авиакомпаниям, но в 2013 году они не работали. Для развития украинских авиакомпаний требуются громадные инвестиции, а отсутствие дешевого финансирования лишает украинских перевозчиков одного из главных конкурентных преимуществ перед иностранными компаниями. Необходимо заложить фундамент для государственного кредитования со ставками на том же уровне, на котором его получают наши зарубежные конкуренты, или предоставлять госгарантии, которые позволят привлечь частные или иностранные деньги по привлекательным ставкам международных рынков финансов.

- Насколько сильно скажется на украинских перевозчиках снятие ограничений на полеты в страны Евросоюза?

- Мы не против открытого неба с ЕС, но, если не отменят или не упростят визы со странами Евросоюза, в "Открытом небе" просто не будет смысла. Сейчас, например, Украина и Италия могут выполнять по 50 рейсов в неделю, но итальянские компании летают всего пять раз в неделю, так как нет спроса, в том числе из-за визовых барьеров. Для сравнения, отмена виз с Израилем в разы увеличила пассажиропотоки как украинских, так и израильских авиакомпаний.

Кроме того, у украинских и европейских авиакомпаний должны быть равные возможности. Сегодня в Украине аэропорты слабо загружены, и этим пользуются иностранные авиакомпании, которые легко получают удобные слоты. В тоже время украинская компания в Европе получает отказы из-за того, что аэропорты перегружены. Мы считаем, что наши авиационные власти должны это учитывать.

- Что ожидает МАУ в этом году?

- Сейчас трудно что-то планировать из-за неизвестности, что будет в стране, и когда разрешится политический кризис. Люди отказываются от поездок, но даже если в скором времени ситуация наладится, последствия для отрасли будут ощутимы еще несколько месяцев. Мы считаем, что пассажиропоток сократится минимум на 15-20%. МАУ собиралась пополнить парк самолетами, набрать около 300 новых сотрудников, однако сейчас стоит задача сохранить хотя бы то, что есть сегодня. Не исключено, что МАУ и дальше будет сокращать количество выполняемых рейсов. Мы стараемся с максимальной эффективностью использовать самолеты, они не должны простаивать, так что будем, в случае такой необходимости, передавать их в сублизинг, чтобы они приносили доход.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 марта 2014 года | Дайджест публикаций за 4 марта 2014 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Мирошников Юрий, Международный аэропорт "Уфа", Аэросвит (AeroSvit), Международные авиалинии Украины (в процессе тестирования)