О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минтранс поддержал авиакомпании в их борьбе с ФАС

Предложение главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева об изменении действующей системы продажи авиабилетов всерьез встревожило Минтранс

Предложение главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева об изменении действующей системы продажи авиабилетов всерьез встревожило Минтранс. Сотрудники ведомства начали спешно разбираться в сложившейся ситуации. Напомним, в конце февраля Артемьев заявил, что используемая ныне система бронирования (когда билеты дорожают по мере приближения дня вылета) его не устраивает, и предложил уничтожить эту систему, создав "свою".

Подобное предложение вызывало недоумение у аналитиков: "Предложение ФАС полностью противоречит мировой практике и практике сложившейся в других видах бизнеса", - заявил глава аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Он напомнил, что нынешняя система действует по всему миру еще с конца 70-х годов прошлого века. И за все это время ни в одной стране мира к ней не было претензий - ни у регуляторов, ни у авиакомпаний, ни у самих пассажиров, которым она дает шанс купить билет по действительно низкой цене.

Недоумение аналитиков поддерживают и участники рынка. Одним из первых свое отношение к предложению ФАС высказал гендиректор авиакомпании "Ютэйр" Андрей Мартиросов. "Ничего подобного я не слышал нигде, ни от одного регулятора в мире", - возмутился он. "Действующая система продаж позволила предоставить рынку тарифы, чтобы пенсионеры и студенты могли за три месяца до вылета купить билеты дешево, а бизнесмен, который покупает билеты накануне вылета, платил дороже. За счет того, что одни платят больше, другие платят меньше".

Тем временем ФАС предлагает как раз усреднить стоимость. Эксперты уверены, что в этом случае антимонопольщики противоречат сами себе, поскольку в случае "усреднения" стоимости ни о какой низкой цене на билеты не может быть и речи. Вдобавок подобная схема нанесет непоправимый урон самим авиакомпаниям. "Последствия для авиакомпании будут неизбежно плачевными, потому что объем продаж с момента попадания билетов на рынок и едва ли не до самого отлета будет минимальным, - отметил Пантелеев, - дорогие билеты продать просто не удастся. Соответственно, оно не получат колоссальный объем выручки и моментально это скажется на их финансовом положении".

По мнению гендиректора "ЮТэйра", если продавать билеты по единому тарифу, экономика авиаперевозок будет разрушена. "Эта система не будет существовать", - сказал он. Мартиросов отметил, что бизнес авиакомпаний - один из наиболее конкурентных в России. "Он гораздо более конкурентен, чем топливный бизнес, аэропортовый, - пояснил он. - Почему коллеги из ФАС объявили год авиакомпаний, нам непонятно". "Мы, "Сибирь", "Аэрофлот" и "Трансаэро", не вылезаем из судов, - добавил Мартиросов. - Нас ловят, штрафуют за какие-то несуществующие ценовые сговоры, выставляют серьезные штрафы за те преступления, которые мы не совершали".

Позицию "ЮТэйр" поддержали и в "Аэрофлоте". Там заявление ФАС тоже встретило непонимание. В компании уверены, что требования ФАС не приведут ни к чему хорошему - билеты не подешевеют, средняя цена не изменится, а вот действительно дешевые билеты исчезнут из продажи навсегда. Эксперты уверены, что изменения, на которых настаивает антимонопольное ведомство, ударят по карманам наиболее незащищенной части авиапассажиров и снизят пассажиропоток авиационной отрасли в стране. По словам специалистов, ФАС просто не совсем понимает принципы аваибизнеса. "В регулятивных органах не выработано серьезного подхода к авиации, как к отрасли, - отмечает замгендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. - ФАС не понимает тарифной политики авиакомпании. Они уверены, что авиакомпании должны продавать дешевые билеты. При этом ФАС не утруждает себя разбираться в экономики авиакомпаний".

Зато проблемы авиабизнеса прекрасно понимают в Минтрансе. К слову, там к нынешней системе бронирования нет никаких претензий. "Авиаперевозки - один из самых конкурентных видов бизнеса, как на внутреннем, так и международном рынках, - отмечают в Минтрансе. - Существующая сегодня система тарифообразования позволяет предлагать самый широкий спектр тарифов. Система управления доходами формируется авиакомпаниями и их коммерческая политика является прерогативой хозяйствующих субъектов".

В министерстве напомнили, что "за финансовую состоятельность и устойчивость бизнеса перед своими акционерами несет менеджмент авиакомпаний, а не ФАС". "Рентабельность авиаперевозок находится в пределах 1,5-3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах", - отметили в Минтрансе.

Сейчас в Минтрансе изучают сложившуюся ситуацию, после чего вопрос планируется обсудить с экспертным сообществом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка