О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Иностранным пилотам разрешат работать в российских авиакомпаниях

Нижняя палата российского парламента приняла сегодня в первом чтении правительственный законопроект, снимающий ограничения на прием иностранных пилотов на работу в российские авиакомпании

Законопроект, вынесенный правительством на рассмотрение депутатов Государственной Думы, вносит изменения в 56 статью Воздушного кодекса и 115 ФЗ, разрешающие иностранным гражданам входить в состав летного экипажа воздушного судна российской гражданской авиации. Правительство аргументирует свою инициативу неблагополучной ситуацией "в части обеспечения авиаперевозчиков квалифицированными летными кадрами, в первую очередь командирами воздушных судов". В прилагаемых к законопроекту сопроводительных документах говорится, что "сложившийся дефицит специалистов в итоге приводит к снижению уровня квалификации действующих пилотов, авиакомпаниям сложно обеспечить неуклонно возрастающую в последние годы потребность населения и экономики страны в авиационных перевозках".

Сложившаяся ситуация объясняется следующими основными факторами: в период 1995-2009 годов выпуск пилотов из летных училищ не превышал 160 человек, при этом ежегодно с летной работы по различным причинам уходит около 700 человек; на подготовку летного состава на новый тип воздушного судна в авиакомпании уходит не менее 3-4 лет; на подготовку второго пилота в качестве командира воздушного судна требуется 6-8 лет после окончания училища. В настоящее время отрасли гражданской авиации в целом требуется ежегодное пополнение летного состава в количестве 1100-1500 человек.

Законодательную инициативу правительства поддерживают в крупнейших российских авиакомпаниях. "С 2009 года авиационная отрасль, авиаперевозки росли в России где-то на 15-20% в год, а у лидеров рынка - "Аэрофлота", "Трансаэро" и так далее - до 30% в год. То есть при таком росте понятно, что через пять лет пилотов нужно в два-три раза больше, чем было пять лет назад. А их меньше становится, особенно опытных пилотов, командиров воздушного судна", - заявил руководитель пресс-службы "Аэрофлота" Андрей Согрин.

"Не хватает квалифицированных командиров кораблей и подготовленных вторых пилотов. Нагрузку на летный состав мы наращивать не можем и не хотим, поэтому единственный путь - увеличить набор кадров. Любой дефицит порождает рост цен. И в этом вопросе тоже есть экономическая составляющая: сегодня в России мы довели зарплаты пилотов до высоких и даже абсурдных величин, что в том числе, ведет к росту тарифов на билеты. В России сейчас работает 14,2 тысячи пилотов. С учетом того, что в год по разным причинам увольняются 700 человек, требуется дополнительно набирать не менее 2600 летчиков в год. Но взять их сейчас не откуда, так как на рынке выбраны все резервы, в том числе из военной авиации", - заявил заместитель гендиректора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрий Столяров.

С другой стороны, разработанный Минтрансом в октябре 2012 года законопроект вызвал настороженную реакцию среди самих летчиков. По словам главного правового инспектора профсоюза летного состава России (ПЛС РФ) Валентина Преснякова, "у нас нет такой острой необходимости привлекать представителей иностранных государств". По его мнению, прием иностранных пилотов "не дает нам гарантий обеспечения безопасности полетов в должной мере". Валентин Пресняков отметил, "сегодня наша гражданская авиация не в том состоянии, чтобы могла конкурировать с ведущими авиакомпаниями мира. К нам будут попадать не самые квалифицированные работники. Из той же Европы к нам поедут те пилоты, которые не нашли себе место в силу различных причин в ведущих европейских авиакомпаниях".

"Это самый легкий путь - взять подготовленного специалиста. Есть резервы по подготовке специалистов летного состава, но это требует времени", - сказал Валентин Пресняков.

Председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного Совета Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Олег Смирнов считает, что государство должно четко определить рамки допуска иностранных пилотов. "Например, как в США: там нет такого запрета, но у руководителя компании, который хочет нанять (пилота-иностранца), потребуют гарантию, что за пилотом не стоит в очереди ни один гражданин Соединенных Штатов. Также проверят летную лицензию. Есть и требование знать язык этой страны", - пояснил он.

В ходе идущих с октября 2012 года в профессиональном сообществе дискуссий, в правительстве постарались учесть различные точки зрения и развеять опасения профессионалов. Представленный на рассмотрение депутатов документ предусматривает, что в случае подготовки иностранца в целях получения им допуска к профессиональной деятельности в качестве члена летного экипажа при условии, что иные члены летного экипажа воздушного судна являются гражданами РФ, во-вторых, в случае привлечения иностранца к трудовой деятельности в России для замещения должности командира воздушного судна коммерческой гражданской авиации (оговаривается, что эта норма будет действовать лишь до 1 января 2019 года), в третьих, в случае выполнения функций членов экипажей воздушных судов авиации общего назначения.

Порядок допуска иностранного гражданина к командирской должности будет устанавливаться правительством РФ.

Комментируя документ, член комитета Госдумы по экономической политике единоросс Игорь Игошин выразил уверенность, что принимаемое депутатами решение "должно быть временным: ориентировочно на 5 лет, не больше, чем необходимо, чтобы "вырастить" собственные кадры".

Первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев ("Единая Россия") подчеркнул, что после одобрения законопроекта необходимо будет жестко лимитировать квоты на привлечение иностранцев в качестве командиров воздушных судов. "Это послужит барьером на пути простого найма перевозчиками зарубежных членов экипажей, в том числе и с целью экономии средств на подготовке отечественных летных кадров и необходимости повышения им зарплат", - полагает депутат.

Выступая сегодня с содокладом по законопроекту, первый зампредседателя комитета по транспорту единоросс Виталий Ефимов напомнил, что законопроект "должен распространяться только на пять лет - то есть включительно до 2019 года". "Считаем также, что нужно ввести ограничение: не более 200 иностранных граждан, привлекаемых в качестве командиров воздушных судов в коммерческой и гражданской авиации за эти пять лет", - уточнил он.

Александр Старовойтов считает, что закон может нанести ущерб безопасности государства. "Появится доступность к секретной информации у граждан других государств, так как пилоты перед каждым вылетом под роспись получают секретную информацию о сигналах опознавания", - сказал он.

Комментируя критику в адрес законопроекта, статс-секретарь - замминистра транспорта РФ Сергей Аристов отметил, что "сегодня государство финансирует наши летные училища, на сотни миллионов рублей куплены тренажеры, вторых пилотов мы успеваем выпустить, они у нас есть. Мы не успеваем пока выпустить командиров"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка