RBC Daily
14 марта 2014, 18:08
Рейс в никуда: загадочное исчезновение малайзийского Boeing 777
Пропавший неделю назад Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines мог улететь в сторону Индии, сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник в следственной группе. Официального подтверждения этой информации пока не поступало
Рейс до Пекина
Самолет Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines вылетел 8 марта в 0:41 по местному времени из Куала-Лумпура и должен был приземлиться в Пекине в 6:30 утра того же дня. Связь с самолетом прервалась спустя несколько минут после того, как Boeing 777-200 пересек границу воздушного пространства Малайзии и Вьетнама. До момента исчезновения пилоты самолета не передавали сообщений о неполадках или возникновении экстренной ситуации.
На борту пропавшего лайнера находились 239 человек, включая 12 членов экипажа. Больше половины пассажиров были гражданами Китая - 153 человека. Всего на борту самолета были граждане более чем из 10 стран, в том числе России и Украины. Спустя несколько дней после исчезновения самолета стало известно, что двое пассажиров летели в Пекин по поддельным паспортам. Ими оказались граждане Ирана, по одной из версий, планировавшие мигрировать из Китая в Европу.
Сразу после исчезновения Boeing 777-200 в районе Южно-Китайского моря началась поисково-спасательная операция. Осмотр предполагаемого места крушения самолета ничего не дал. В этот момент начали появляться версии, что самолет мог изменить свой маршрут. Сейчас в поисках пропавшего лайнера задействованы службы Малайзии, Австралии, Китая, Таиланда, Индонезии, Сингапура, Вьетнама, Филиппин, Японии и США.
Смена маршрута
Изначально сообщалось, что самолет потерпел крушение в территориальных водах Вьетнама в 250 км от острова Тхо-Чу. Поиски в этом районе результатов не дали. Через два дня после исчезновения лайнера в Южно-Китайском с помощью снимков китайского спутника были обнаружены обломки самолета. Однако экспертиза показала, что они не имеют никого отношения к пропавшему авиалайнеру Malaysia Airlines.
После этого военные ВВС Малайзии сообщили, что их радары зафиксировали авиалайнер в районе Малаккского пролива, который находится примерно в 500 км к западу от точки, где был потерян контакт с самолетом. Поисковая операция в этом районе также не дала результатов.
Не нашла подтверждения и версия, что Boeing 777-200 возможно летел еще около четырех часов после пропадания с экранов радаров. Об этом писала газета The Wall Street Journal, со ссылкой на источники из числа американских следователей. По информации издания, в компанию "Роллс-Ройс", производящую двигатели для Boeing, в течение четырех часов с момента исчезновения самолета с радаров поступали пакеты данных о высоте, скорости полета и состоянии турбин. Министр транспорта Малайзии Хишаммуддин Хуссейн опроверг эту информацию.
Новые данные, поступившие 14 марта, показывают, что Boeing малайзийской авиакомпании в день исчезновения мог сменить курс и улететь в сторону принадлежащих Индии Андаманских островов. Как рассказал агентству Reuters источник в следственной группе, радар малайзийских военных засек неопознанный самолет, который неделю назад пересек территорию страны и ушел в сторону Индийского океана. Это произошло в 02:15 по местному времени, спустя 45 минут после того, как с самолетом прервалась связь. Лайнер примерно в то же время заметили и на навигационных пунктах, однако пока нет возможности со стопроцентной уверенностью утверждать, что это был именно Boeing 777-200.
Версии исчезновения
Согласно одной из версий, самолет могли угнать. Она возникла из-за того, что воздушное судно изменило траекторию полета. Следователи пришли к такому выводу на основе данных, которые автоматически передавались на землю с систем двигателей авиалайнера, которые позволяют отслеживать их работу. Если они верны, то самолет мог пролететь расстояние в 4 тыс. км, а значит, мог оказаться далеко за пределами текущей зоны поисковой операции.
Кроме того, власти Малайзии предполагали, что на борту лайнера произошел теракт. К таким выводам пришли в связи с тем, что, как выяснилось, двое пассажиров - граждане Ирана - летели по украденным паспортам. Позже их друг рассказал, что они были нелегальными мигрантами и отправлялись в Амстердам через Пекин. Один из них хотел улететь во Франкфурт, где живет его мать, а другой отправлялся в Данию.
Третья версия, которую рассматривают власти Малайзии, - "личные трудности пассажиров и экипажа". "Возможно, кто-то на борту купил страховку на огромную сумму, чтобы ее получила его семья, или кто-то задолжал кому-нибудь столько-то денег", - цитирует РИА Новости главу малайзийской полиции Халид Абу Бакара.
Также изначально экспертами рассматривалась версия пропажи самолета из-за плохих погодных условий. Однако, судя по метеоданным, небо над самолетом в это время было чистое, сообщает ИТАР-ТАСС. Кроме того, существует версия поломки обоих двигателей лайнера в небе. Однако до падения самолета у пилотов должно было остаться минимум 20 минут для передачи сигнала SOS диспетчерам. Наземным же службам такого сигнала не поступало.
Помимо этих версий рассматриваются три второстепенные: фатальное повреждение двигателя или корпуса лайнера, потеря ориентации самолета и случайное поражение воздушного судна военными.
Мнения экспертов
Эксперты выдвигают различные версии произошедшего с самолетом. По мнению заместителя гендиректора Государственного НИИ гражданской авиации, начальника Летно-испытательного центра им. Чкалова Рубена Есаяна, ничего загадочного в ситуации нет. "Но никто не может дать гарантии, что на борту не было террористов и не было попытки захвата. Сам самолет Boeing 777-200 - очень надежный. С этими самолетами практически ничего никогда не происходило. Он выпущен в 1996-1997 годы, и за 18 лет с самолетом этой модели была лишь одна авиакатастрофа прошлым летом, - заявил НСН Есаян. "Версия террористов имеет место быть, но надо искать этот самолет на дне моря в том месте маршрута, где он исчез. Район может быть большой, но, в конце концов, контролируемый", - резюмировал Есаян.
"Обычно мы ждем специального сигнала в случае чрезвычайных ситуаций, или срабатывания аварийной кнопки на черном ящике. А этот самолет исчез с радара без всякого предупреждения. Даже при разгерметизации или теракте пилот имеет время, чтобы сообщить об опасности", - комментирует инцидент следователь по вопросам воздушных чрезвычайных ситуаций Девид Глив.
Наиболее вероятно, что на борту возникла нештатная ситуация, произошедшая из-за разрушения корпуса либо разгерметизации. "Спровоцировать трагедию могли также какие-то сильные атмосферные возмущения, и в связи с этим - выскакивание самолета на запредельные углы атаки. Это явление расследователи называют ТЯН - турбулентности ясного неба, когда лайнер вдруг неожиданно сваливается в штопор. Процесс, как правило, настолько скоротечный, что экипаж не успевает что-либо предпринять и даже дать сигнал тревоги. Так что логически монтируются три причины: дефекты прочности, взрыв и: инопланетяне", - отметил расследователь авиационных происшествий Валерий Постников изданию "Труд". При этом версию захвата судна террористами он опроверг, поскольку уж прошло достаточно времени для того, чтобы захватившая самолет организация дала о себе знать.
Между тем, нельзя не говорить о возможной военной подоплеке исчезновения лайнера. "Анализируя нагромождение фактов, когда контролирующие службы разных стран выдвигают и затем опровергают свои же версии, приходишь к выводу о полной неразберихе. Но именно так бывает, когда посвященные люди стремятся утаить или выведать какие-то военные либо государственные секреты. Например, под шумок выведать технические параметры, связанные с оборудованием слежения, его разрешающей способности у различных стран. Нечто подобное, кстати, происходило в 1983 году, когда был сбит залетевший в наше воздушное пространство южнокорейский лайнер", - сказал генеральный директор консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.
Malaysia Airlines - национальная государственная авиакомпания Малайзии. Перевозчик ежедневно доставляет 37 тыс. пассажиров примерно в 85 пунктов назначения по всему миру. В 1997 году Boeing 777-200ER авиакомпании совершил самый дальний в истории гражданской авиации беспосадочный полет из Сиэтла в Куала-Лумпур, маршрут которого проходил над европейским и африканским континентами. Этот рекорд был побит спустя восемь лет демонстрационным полетом Boeing 777-200LR из Лондона в Гонконг. Самая серьезная авиакатастрофа в истории Malaysia Airlines произошла в 1977 году, когда в южном штате Джохор разбился Boeing 737-2H6. Тогда погибли все 93 пассажира и семь членов экипажа.
Самолету Boeing 777-200, пропавшему в ночь на 8 марта, было 12 лет. Воздушные судна такого типа были разработаны в середине 1990-х годов для эксплуатации на сверхдальние маршруты. Максимальная скорость самолета - 945 км/ч, а максимальная дальность полетов достигает 9695 км. Примечательно, что этот лайнер является первым самолетом, который был разработан без бумажных чертежей, а только с использованием трехмерной компьютерной графики. Он вмещает в себя от 305 до 400 пассажиров, взлетная масса лайнера - 247 210 кг....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 18, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом/Калининградом/Нижним Новгородом
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 18, 2024
СМИ: в Кении разбился военный вертолет