Бизнес-Online
2 апреля 2014, 08:39
Росавиация лишила Татарстан небесного покровительства
Контролировать воздушный транспорт республики отныне будут из Самары
"Покушения" на управление были и раньше
О ликвидации Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта (МТУ) Федерального агентства воздушного транспорта ("Росавиации") газете "БИЗНЕС Online" сообщили в минувший понедельник несколько источников в авиатранспортной отрасли. По их данным, функции МТУ перейдут к Приволжскому управлению со штаб-квартирой в Самаре.
Исполняющий обязанности руководителя МТУ Сергей Саушкин (он возглавил управление после отставки Шавката Умарова) не стал комментировать сведения наших источников. Заместитель начальника Приволжского МТУ Александр Нетреба сообщил нашей газете, что документов о ликвидации Татарского МТУ в Самаре пока не видели, но на неделе в Казань выедет начальник управления Валерий Шубин, а также представители московского офиса "Росавиации". По итогам поездки и решат, как технически будет реорганизовано Татарское МТУ. Умаров рассказал "БИЗНЕС Online", что судьба управления, скорее всего, решена. Получить информацию у руководства "Росавиации" не удалось - телефоны пресс-службы агентства не отвечали.
Авиаторы РТ восприняли новость однозначно негативно. Например, председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" Азат Хаким уверен, что с потерей МТУ республика теряет серьезное конкурентное преимущество в области воздушного транспорта. Здесь надо напомнить, что Татарское МТУ было организовано 20 лет назад - выделилось из того же Приволжского управления. Цель? Как рассказал "БИЗНЕС Online" Умаров, всё произошло на волне "ельцинской революции, когда суверенитет все брали". Была и объективная необходимость. В РТ авиационная жизнь буквально бурлила: раньше, чем в других регионах, начали делиться на аэропорты и авиакомпании, действовал с десяток авиафирм, летчики местного авиаотряда первыми в Приволжском управлении начали летать за границу. В конце концов, Татарстану, едва ли не единственному из регионов Поволжья удалось сохранить гражданскую авиацию. Словом, нужен был местный орган, способный оперативно отслеживать, регулировать и направлять все виды деятельности в области гражданской авиации.
"Были попытки и раньше "покушаться" на МТУ - дескать, небольшое управление, да и рядом есть самарское, - напомнил "БИЗНЕС Online" генеральный директор ОАО "Казанское авиапредприятие" Магомед Закаржаев. - Но в конце 1990-х-начале 2000-х авиация в Татарстане стала бурно развиваться, и стала сильнейшей в Поволжье, и оснований для таких "покушений" становилось все меньше. Авиакомпания "Татарстан" поднялась до 11 места в российском рейтинге, малая авиация стала лучшей в Поволжском регионе, хотя стартовые условия для ее развития у соседей были гораздо лучше. Напомню, что в то время в Самаре, Башкирии и так далее авиакомпании закрывались. Сама деятельность управления способствовала развитию авиации. И оно было одним из немногих бескорыстно работающих на авиационный бизнес".
"Если своей политики нет..."
Разговоры о том, что Татарское МТУ могут закрыть, пошли почти сразу после катастрофы "Боинга" в Казани. Особенно активными они стали после отставки Умарова. Косвенным подтверждением считали и то, что Саушкин до сих пор - "и.о.".
Некоторые авиаторы полагают, что всё дело - в желании назначить виновных за гибель "Боинга". "Однозначно, это реакция на "Боинг", - уверен Хаким. - Я так и думал, что закончится тем, что закроют региональное управление. Для этого и авиакомпанию "Тулпар" закрыли. По большому счету, это сделали по надуманной причине - что мы не проходили по финансовым показателям. А на самом деле закрыли именно для того, чтобы показать, что они владеют ситуацией, и чтобы показать плохую работу регионального управления".
Примерно такого же мнения придерживаются и фигуранты "дела дельталетчиков". В начале марта один из них - председатель федерации дельталетного спорта РТ Владимир Чупарков - говорил корреспонденту "БИЗНЕС Online": "Мы наверняка волнуем прокуратуру в самую последнюю очередь. Ее главная цель - территориальное управление "Росавиации"... Сегодня принимаются усилия установить виновных именно в нашем региональном управлении". Впрочем, он полагает, что "Боинг" это только повод, а судьба управления была предрешена намного раньше - некоторым давно не нравилось, что у РТ есть "собственное" управление, у которого есть свое мнение и финансирование.
Ряд экспертов полагает, что всё проще - мы имеем дело с реформой структуры "Росавиации". "Не исключено, что в данном случае агентство руководствуется, так скажем, принципом общего укрупнения", - отметил в беседе с корреспондентом "БИЗНЕС Online" главный редактор отраслевого портала Aviaru.net Роман Гусаров. Но, по его мнению, причина может быть, так скажем, идеологической: "Возможно, масштабы авиации в Татарстане сейчас таковы, что держать целое управление бессмысленно".
С ним солидарен главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий: "Вижу здесь сплав вопросов политики, управления, экономики. Если республика проводит более-менее автономную политику в области гражданской авиации, то разумно иметь и собственное управление, которое бы ее и проводило - так гораздо проще работать. А если своей политики нет, то нет никакого смысла в этой структуре". Судя по тому, что на сохранении МТУ чиновники РТ, по всей видимости, особо не настаивали, можно предположить, что так оно и есть.
Последовательно отстаивал интресы авиаторов
Какими будут последствия ликвидации МТУ?
Во-первых, это сложности технического характера. "Крайне неудобно будет для решения вопросов мотаться в Самару", - говорит Хаким. На одной такой поездке для решения элементарного вопроса два дня потеряешь, согласен с ним Умаров. "Неудобно будет, - отмечает директор авиакомпании "Вектор" Марат Фазлеев. - Оформление сертификатов летной годности, пилотских свидетельств делали в Казани, да и то в аэропорт ездить неудобно было - всё ждали, когда управление в город переедет. А если это будет в Самаре..." "Разрешения, согласования, учеба, совещания, квалификационная комиссия и так далее, - все будет в Самаре, постоянно только и будем делать, что туда мотаться, - говорит Закаржаев. - Просто не представляю. В советское время это проходили и сто раз порадовались, что свое управление появилось. И вот опять вернулись "на круги своя".
Во-вторых, вопрос в разнице взглядов Татарского и Приволжского управлений на развитие авиации. "В Самаре безопасность полетов обеспечивается очень просто: чем самолеты меньше летают, тем лучше для безопасности, - отмечает Хаким. - Поэтому развития авиации там никакого и нет. Эта политика будет применена и к Татарстану, что создаст огромные трудности, в первую очередь, для развития малой авиации. В авиационной деятельности очень много нюансов типа "казнить нельзя помиловать". Где поставить запятую? Умаров занимал довольно жесткую позицию, когда прокуратура пыталась запретить то, не разрешить это, последовательно отстаивал интересы авиаторов. А они будут только запрещать! Вот в чем проблема. Приволжским МТУ, в основном, руководят бывшие военные, люди, далекие от производственно-коммерческих работ. Словом, мы лишаемся серьезного конкурентного преимущества... Наше управление работало, конечно, намного эффективнее, чем приволжское. Если бы его не было, мы бы не поднялись до такого уровня - а он есть, что бы ни говорили. Чтобы это понять, надо побывать в Уфе, Самаре, Нижнем Новгороде. Там все видно - и по аэропортам, и по тому, что никакой авиации нет вообще".
В-третьих, есть вопрос, так скажем, имиджевого характера. Даже если в Казани останется что-то вроде филиала, самостоятельности у него не будет, уверен Умаров: "Все финансы будут в Самаре, решения принимать будут там же. То есть хозяин - там. Будут нам команду давать: проверьте в Перми, сделайте то-то в Кирове, - на побегушках, в общем".
"Авиация оказалась разменной монетой
Но есть и соображения более глобального характера. Хаким уверен, что упразднение управления - еще один шаг в деградации авиатранспортной отрасли РТ: "По сути, это продолжение затяжного кризиса авиационной отрасли Татарстана, которая оказалась в крутом пике".
Весьма эмоционально о том же высказался Закаржаев: "Закономерный итог процессов, которые происходили в гражданской авиации Татарстана в последние годы. Увы, при всех достоинствах управления, не всегда у его руководства хватало характера до конца отстаивать свою линию в принципиальных вопросах - слишком велико было давление. Обидно и больно, что все наработанное бездарно растеряли, а авиация оказалась разменной монетой в руках дилетантов. И у меня стойкое ощущение, что никаких уроков из происшедшего не извлекли и сейчас... Особенно стыдно перед нашими ветеранами. Я даже не пошел на крайнее празднование Дня гражданской авиации - стыдно, и нечего было сказать уважаемым людям, столько сделавшим для развития авиации в Татарстане".
Как отметил один из источников газеты, с ликвидацией управления кончается целая эпоха: "Если в целом, то это конец авиационным амбициям Татарстана - дескать, все у нас есть и всё мы умеем"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
Французский эксперт назвал cущественные недостатки истребителей F-16
Апрель 19, 2024
Лавров рассказал о работе России и КНР над созданием новых самолетов