О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт Казань тянут вниз долги авиакомпаний?

Чистая прибыль воздушных ворот столицы РТ В 2013 году сократилась в 16 раз до призрачных 11,1 млн. рублей

Чистая прибыль воздушных ворот столицы РТ В 2013 году сократилась в 16 раз до призрачных 11,1 млн. рублей

Рекорд по выручке поставил международный аэропорт Казань: она выросла на 26,2% - с 964 млн. рублей в 2012-м до 1,22 млрд. в 2013-м. Это следует из опубликованной компанией на минувшей неделе бухгалтерской отчетности. Но это достижение можно назвать пирровой победой - из-за буквально взлета себестоимости, которая увеличилась более чем на три четверти. Любопытно, что основные направления деятельности, такие как взлет-посадка и обеспечение воздушной безопасности, и вовсе оказались убыточными. Между тем эксперты "БИЗНЕС Online" предупреждали о возможности такой ситуации.

Крутое пике

Согласно опубликованной на минувшей неделе бухгалтерской отчетности, выручка ОАО "Международный аэропорт Казань" выросла в прошлом "универсиадском" году на 26,2% - с 964 млн. до 1,22 млрд. рублей. Однако на этой короткой ноте мажорная часть отчета заканчивается, и начинается поток цифр, отражающих удручающее состояние экономики аэропорта. К примеру, основные издержки МАК в прошлом году взлетели на 78,6% (!) до 950 млн. рублей.

Среди основных издержек существенно увеличились расходы на оплату труда: прибавка - 126 млн. рублей, до 419 млн. рублей. В 2,4 раза до 127,5 млн. рублей "потяжелели" амортизационные отчисления. Но самый значительный рост оттока средств произошел по нераскрытой статье "Прочие производственные затраты" - минус 323 млн. рублей за год, что на 191 млн. рублей больше, чем было годом ранее.

Росли не только основные затраты аэропорта. Коммерческие расходы МАК также увеличились - на четверть до 50 млн. рублей, что в целом адекватно росту выручки. А вот управленческие расходы прибавили 42%, составив по итогам минувшего года 185 млн. рублей. Такой рост накладных издержек привел к падению операционной прибыли воздушных ворот Казани... в 8 раз - с 262 млн. рублей в 2012 году до скромных 32 млн. рублей в 2013-м.

Небольшой отдушиной в череде ухудшений расходных показателей стала экономия на процентных платежах: выплаты упали на 16 млн. рублей, до 2,1 миллиона. Однако переоценивать эту экономию не стоит, так как сальдо полученных и уплаченных процентов изменилось только на 5 млн. рублей в пользу МАК.

Таким образом, потеря контроля над себестоимостью привела компанию к самому слабому финансовому результату за посткризисные годы. Чистая прибыль МАК сократилась в 16 (!) раз - с 175,9 млн. рублей в 2012 году до 11,1 млн. в 2013-м.

Заработали только на погоде

Как обстоят дела с прибыльностью направлений деятельности МАК? Мы обнаружили, что ряд основных видов деятельности убыточны. Так, по направлению "обслуживание пассажиров" аэропорт получил в прошлом году убыток 5,3 млн. рублей против прибыли в 38,3 млн. в 2012-м. Подкачало и обеспечение воздушной безопасности: убыток вырос в 3,3 раза до 57,3 млн. рублей. Также в партии убыточных оказался вид "взлет-посадка" с результатом минус 20,3 млн. рублей против 32,4 млн. в 2012-м.

Ухудшение отдачи произошло по всем видам деятельности, кроме метеообеспечения. А значит, менеджменту МАК, пожалуй, нужно срочным образом решать вопрос с оптимизацией издержек широким фронтом и параллельным поднятием тарифов на свои услуги.

Экономическая мина от "родного" перевозчика

Рискнем предположить, что в данном случае мы имеем дело с ситуацией, о которой на страницах "БИЗНЕС Online" предупреждал председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" Азат Хаким. Напомним, в октябре прошлого года он рассказал нашей газете о том, что авиакомпания "Татарстан" должна МАКу 450 млн. рублей. "Заложена экономическая "мина" в виде долга в 450 миллионов, плюс 75 миллионов должна аэропорту авиакомпания "Ак Барс Аэро", - заявил тогда он. - Итого получается 525 миллионов долга МАКу. Поэтому, несмотря на рост пассажироотправок на 24 процента, аэропорт получит в этом году приличные убытки, которые в 2014 году будут еще больше, так как Универсиада в Казани каждый год не проводится".

Отметим, что на балансе МАК отражен рост дебиторской задолженности на 254 млн. рублей до внушительных 940 млн. рублей (77% от выручки) по итогам 2013 года, при том что сам аэропорт задолжал поставщикам на конец прошлого года только 322 млн. рублей.

Позже, комментируя нашему изданию иск МАКа к АКТ за долги, Хаким порекомендовал руководству аэропорта остановить обслуживание авиакомпании: "Что будет дальше, зависит от позиции директора аэропорта. Я бы на его месте давно бы уже остановил полеты авиакомпании. Да, был бы шум, были бы проблемы, но я бы остановил, поскольку это во благо аэропорта. Кредитовать на такую сумму... Получается ведь как? Выписываются счета, с них приходится платить налоги. То есть ты денег за сделанную работу не получаешь, а государству за нее налоги платишь. Идиотская ситуация! Далее. Так как это сомнительные долги, то ты обязан отразить их в балансе, то есть создать резерв на эти сомнительные долги. Это ухудшает структуру баланса. Естественно, всю экономику аэропорта это тянет вниз".

Не это ли имеется в виду под "прочими производственными затратами"? Источник "БИЗНЕС Online" в авиаотрасли предупреждал, что эта информация останется закрытой: "Ведь для аэропорта это еще и двойная нагрузка. Он налоги платит по выполненным объемам, а деньги за эту работу не получает. Поэтому получается серьезная нагрузка в плане налогов... Но, думаю, аэропорт вам эту информацию не выдаст". Так оно и вышло......
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка