О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

105 лет со дня рождения авиаконструктора ОКБ Ильюшина Анатолия Яковлевича Левина

12 апреля 2014 года исполнилось 105 лет со дня рождения авиаконструктора ОКБ Ильюшина Анатолия Яковлевича Левина, Лауреата Сталинской

12 апреля 2014 года исполнилось 105 лет со дня рождения авиаконструктора ОКБ Ильюшина Анатолия Яковлевича Левина, Лауреата Сталинской (за участие в работах по созданию фронтового бомбардировщика Ил-28, 1951 г.) и Ленинской (за создание самолета Ил-18, 1960 г.) премий, Почетного авиастроителя (1983 г.).

А.Я. Левин родился в Москве в 1909 году, в 1930 году окончил Московский авиационный институт, в 1929-1933 гг. работал конструктором, начальником секции, инженером-конструктором в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В ОКБ Ильюшина поступил в 1933 году.

Прошел путь от инженера-конструктора до начальника отделения. Принимал непосредственное участие в создании всех самолетов "Ил" спроектированных в ОКБ - от ЦКБ-26 до Ил-114. Участвовал в создании и постройке легендарного штурмовика Ил-2 (был назначен заместителем главного конструктора по самолету на заводе № 1 в Куйбышеве) и бомбардировщика Ил-4, ведущим инженером по бомбардировщику и торпедоносцу Ил-6.

Под его руководством и при личном участии были разработаны гидравлическое оборудование, высотные и противообледенительные системы для всех типов самолетов "Ил", разработана документация по координации работ смежных предприятий и институтов по самолету Ил-114. Сегодня ОАО "Ил" входит в состав ОАО "ОАК".

Анатолий Яковлевич Левин автор 30 изобретений, среди которых первая в мире, уникальная электроимпульсная противообледенительная система, использовавшаяся на самолетах Ил-86 и Ил-96-300.

Награжден орденами: Ленина (1969 г.), Красной Звезды (1941 г., 1944 г.), Трудового Красного Знамени (1938 г., 1944 г., 1957 г., 1976 г., 1981 г.), медалями За оборону Москвы (1945 г.), За доблестный труд в ВОВ (1945 г.), В память 800-летия Москвы (1948 г.), За доблестный труд - в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970 г.), За доблестный труд в ВОВ 1941-1945, 30 лет победы в ВОВ 1941-1945 (1975 г.), Ветеран труда (1975 г.), Бронзовая медаль ВДНХ (1968 г.).

Сын Анатолия Яковлевича, Игорь Анатольевич Левин, продолжая семейную династию, также работал в ОКБ Ильюшина, продолжал совершенствовать противооблединительные системы. Позднее был руководителем межотраслевой лаборатории Комитета по науке и технике, занимавшейся разработкой противооблединительных систем, не только для авиастроения, но и для других отраслей. С 1987 по 1991 гг. возглавлял Инновационный центр при Правительстве СССР, имеет ученую степень доктора технических наук.

Вспоминает Г.В. Новожилов:

Анатолий Яковлевич Левин начальник КБ-5 - системы гидравлики и кондиционирования, защиты от обледенения. Один из первых, кто начинал работу с С.В. Ильюшиным при создании самолета ЦКБ-26.

Работая конструктором в отделе фюзеляжа с 1949 года, мне пришлось поработать у Анатолия Яковлевича, когда требовалась помощь, а в нашем отделе работа уже заканчивалась. Так бывало при создании нового самолета - каркас планера опережал работы по системам. Как его подчиненный скажу, Анатолий Яковлевич был хорошим начальником.

Пожалуй, назвать его можно упрямым человеком. Коротко об этом не расскажешь. Пример. Постоянные и иногда жесткие споры с начальником отдела фюзеляжа В.А. Борогом о размерах короба, в котором проходили трубопроводы гидросистемы. Помню пришли на самолет Ил-28Р (разведчик), посмотрели на тот самый короб, который проходил по всей длине фюзеляжа и увидели, что в нем осталось много незанятого места. На законный вопрос В.А. Борога, почему не весь короб занят, Анатолий Яковлевич спокойно ответил: "Валерий Африканович, ты свой фюзеляж сделал, а у меня в системе могли быть изменения, да и на будущее не мешает иметь запас, а вдруг придется модификации делать.

Самолет Ил-86 и Ил-96 имеют единственную в мире противообледенительную систему носков крыла, созданную с применением магнитных индукторов. Для понимания - наросший в полете лед в случае обледенения можно сбить, ударяя по обшивке. Магнитные индукторы и удаляют его с обшивки носка крыла, но ударяя по ней изнутри.

Обледенение на высоте встречается и при температуре -15°, при которой образуется самый твердый лед. Его трудно удалить нагревом, если используется тепловая противообледенительная система. Система конструкции А.Я. Левина и его сына Игоря отлично работает при любой температуре. Проверено годами эксплуатации.

Анатолий Яковлевич Левин был энтузиастом и единомышленником генеральных конструкторов и С.В. Ильюшина, и Г.В. Новожилова, отличным специалистом и руководителем, чей вклад в создание многих типов самолетов "Ил" неоценим....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "Ил"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка