О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Держась за воздух

Рынок лизинга в 2013 году избежал сильного падения благодаря рекордному объему сделок в авиасегменте

Рынок лизинга в 2013 году избежал сильного падения благодаря рекордному объему сделок в авиасегменте. В 2014 году сокращение объема сделок будет намного заметнее: повторить успех авиатехнике будет сложно, а в других крупных сегментах предпосылки для быстрого роста отсутствуют.

В 2013 году номинальный объем новых лизинговых сделок изменился незначительно (-1,5%), но с учетом инфляции можно говорить уже о заметном сокращении рынка в реальном выражении. Объем нового бизнеса по итогам года составил около 1,3 трлн руб. Второй год подряд рынок удерживают от сокращения единичные крупные компании и сегменты. Если в 2012 году рынок поддержал "ВЭБ-лизинг" за счет ряда крупных сделок, то в 2013 году фактором поддержки стал рекордный за последние семь лет объем сделок в сегменте авиатехники. Сумма сделок в железнодорожном сегменте при этом вновь сократилась (-17,6% в 2013 году, -13,8% в 2012 году). Стоит отметить, что объем рынка, если оставить за скобками железнодорожную и авиатехнику, за прошлый год тоже кардинально не изменился (минус 1%).

Согласно показателю стоимости предметов лизинга по новым заключенным сделкам без НДС (данный показатель характеризует новый бизнес по версии европейской лизинговой федерации Leaseurope), рынок продолжил слабый рост (1,7%, в 2012 году - 4%). Это может означать, что и в 2012-м, и в 2013 году сокращался размер финансовой надбавки по лизингу - снижался средний срок сделки, стоимость заемных ресурсов, маржа лизинговых компаний. В то же время столь низкий темп прироста также сигнализирует о стагнации рынка, поскольку темпы роста стоимости имущества, переданного в лизинг, меньше уровня инфляции. Сегментом-лидером по-прежнему остается железнодорожная техника - 34,6% от объема новых сделок в 2013 году (таблица 1). Лизинг грузовых автомобилей показал высокие темпы прироста в прошедшем году (15,1%) и сохранил второе место. Большой объем авиасделок в 2013 году увеличил долю сегмента на рынке с 8,7% до 14,9%. В тройку лидеров по объему авиасделок вошли "ВЭБ-лизинг", "Сбербанк Лизинг" и ГТЛК. Небольшому росту в сегменте строительной техники, вероятно, способствовали закупки для окончания подготовки к Олимпиаде в Сочи.

Среди топ-3 участников рынка по объему новых сделок в 2013 году произошли изменения: "Сбербанк Лизинг" и "Трансфин-М" улучшили свои позиции, поднявшись на второе и третье места соответственно. "ВЭБ-лизинг", несмотря на заметное сокращение нового бизнеса (-29,5% за 2013 год), сохранил лидирующую позицию. В сумме на эти три компании пришлось около 35% новых сделок (годом ранее около 37%).

Рэнкинг лизингодателей, построенный в соответствии с показателем стоимости имущества по новым сделкам, имеет некоторые отличия от рэнкинга по сумме лизинговых договоров. Так, среди топ-10 компаний "ВТБ Лизинг" по показателю стоимости имущества занимает третью строку рэнкинга, а "Трансфин-М", напротив, находится строкой ниже, занимая четвертое место. Более высокая позиция "Трансфин-М" в рэнкинге по объему договоров лизинга объясняется наличием у компании значительного количества сделок с длительными сроками лизинга, что существенно повышает объем платежей. Подобная ситуация - более высокие позиции компаний с "длинными" договорами по дорогостоящему имуществу - характерна для всех участников рынка. С учетом замедления роста ВВП страны (с 3,4% в 2012 году до 1,3% в 2013 году, согласно данным Росстата) и ожиданий рецессии в экономике в текущем году рост объема новых лизинговых сделок в 2014 году маловероятен. "Макроэкономическая конъюнктура вносит свои коррективы в развитие лизинговой отрасли, и существенного роста рынка в 2014 году не ожидается. В лучшем случае прогнозируется увеличение не более чем на 3-5%. В условиях замедления темпов роста российской экономики лизинг представляется более эффективным способом финансирования в сравнении с традиционным кредитованием, поэтому очевидно, что такой вид финансирования будет накапливать потенциал в качестве выгодного и надежного инструмента модернизации основных фондов предприятий. При этом выгодного как для коммерческих, так и государственных организаций",- говорит Дмитрий Ерошок, генеральный директор "Сбербанк Лизинга".

"Самый оптимистичный вариант развития лизингового рынка в 2014 году, на наш взгляд, минимальный либо нулевой рост. Связано это со стагнацией в экономике и снижением объемов инвестиций в основные фонды. Минэкономики пока оставило без изменений прогноз по темпам роста инвестиций (+3,9%), но в прошлом году прогноз менялся несколько раз в сторону понижения. Так что можно ожидать корректировок и в этом году, если экономическая ситуация не изменится в лучшую сторону",-- соглашается с ним генеральный директор "Газпромбанк Лизинга" Максим Агаджанов.

Авиасегмент, очевидно, в 2014 году останется одним из крупнейших, хотя, по прогнозу "Эксперт РА", и не сможет продемонстрировать столь высокие темпы роста, как годом раньше. Развитию сегмента способствует ряд нормативных документов, направленных на обновление парка воздушных судов в стране и субсидирование части лизинговых платежей (постановление N1212 и пр.). Кроме того, функционируют региональные программы для поддержания авиаперевозок. В целом на поддержку рынка со стороны авиасегмента надеется большинство лизингодателей. "По оптимистическому сценарию, авиация, в прошлом году показавшая колоссальные темпы роста, останется на уровне 2013 года либо покажет скромный рост,- говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора Государственной транспортной лизинговой компании.- Кроме того, мы рассчитываем на активизацию спроса на водный транспорт. Пока рано говорить, начнет ли этот рынок расти уже в этом году или в 2015-м, однако оживление ждет сегмент и речных, и морских перевозок. На железнодорожном рынке продолжится стагнация, общий объем сделок останется примерно на уровне 2013 года. При этом стоит ожидать роста сделок, связанных с рефинансированием".

Поддерживать рынок в 2014 году будет грузовой и легковой транспорт. Важным фактором здесь является ликвидность имущества, к тому же часть государственных программ, направленных на развитие грузоперевозок, дает дополнительные стимулы для роста сегмента лизинга грузового автотранспорта. Ряд лизингодателей рассчитывает и на то, что клиенты начнут обновлять транспорт, приобретенный в поскризисный период 2010-2011 годах.

По прогнозу "Эксперт РА", развитие рынка лизинга по оптимистичному сценарию возможно при росте реального ВВП (в пределах 1-2%), стабильном курсе рубля (на уровне 35-36 руб. за доллар) и отсутствии ухудшения ситуации с ликвидностью в банковском секторе. При этом ожидается слабое сокращение авиасегмента, сохранение позиций сегмента железнодорожной техники и умеренный рост автолизинга. В этом случае прирост объема новых сделок будет близок к нулю. Но общая динамика промышленного производства (сокращение в январе составило 0,2%, слабый рост в феврале - менее 1%) и отток капитала (согласно прогнозу Министерства экономического развития, отток за первые три месяца 2014 года составит около $65-70 млрд) указывают на то, что наиболее вероятно развитие событий по пессимистичному сценарию.

Активные меры ЦБ РФ по борьбе с инфляцией могут снизить объемы банковского кредитования реального сектора экономики. В марте текущего года ключевая ставка Банка России уже была повышена (с 5,5% до 7%). А в случае дальнейшего роста потребительских цен повышение банковских ставок на 1-1,5% не заставит себя долго ждать. О большей вероятности пессимистичного сценария свидетельствует и рост политических рисков, хотя пока невозможно оценить, насколько серьезно санкции ЕС и США (если они будут введены) отразятся на отдельных отраслях экономики России. Согласно пессимистичному прогнозу агентства, если рост реального ВВП будет нулевым либо даже слабо отрицательным (-0,5%), а отток капитала превысит $90 млрд и курс рубля снизится до 37-39 руб. за доллар, то мы увидим падение объема сделок с авиатехникой (примерно на 30%) и подвижным составом, будет отсутствовать рост и в других сегментах. В этом случае объем нового бизнеса не превысит 1,1 трлн руб., а рынок может сократиться примерно на 15%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Приложения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка