Автор: Тимур Латыпов
Опубликовано: 29.04.2014, 10:09
 

Петр Трубаев: "Быть кузницей кадров для других авиакомпаний мы бы не хотели"

"Ак Барс Аэро" перейдет к новому владельцу в конце мая


[image]

Сегодня авиаторы РТ отмечают 10-летие начала эксплуатации в республике первого бизнес-джета, то есть по сути юбилей деловой авиации Татарстана. С этого самолета началось и сотрудничество РТ с канадским авиапроизводителем Bombardier. В результате сегодня машины этого концерна - рабочие лошадки авиакомпании "Ак Барс Аэро" (АБА). Впрочем, как рассказал корреспонденту "БИЗНЕС Online" генеральный директор авиаперевозчика Петр Трубаев (отметим, что тем самым он прервал негласное табу на общение с прессой, которое было введено в АБА с начала года), оставаться только в сегменте самолетов этой размерности - тупиковый вариант.

Куда привели тесные отношения с "Бомбардье"

Сегодня в РТ деловые самолеты и вертолеты эксплуатируют три авиакомпании - ОАО "Ак Барс Аэро", ООО "Тулпар Эйр" и ОАО "Казанское авиапредприятие". Но первой бизнес-джет получило ОАО "Авиакомпания "Татарстан" (АКТ), ныне, увы, фактически почившее в бозе. В конце прошлой недели в АБА круглую дату отметили небольшим собранием коллектива (авиакомпания все-таки правопреемник АКТ на посту главного авиаперевозчика республики). Приобретение этого джета предложено считать началом бизнес-авиации РТ.

Генеральный директор АБА Петр Трубаев напомнил, что АКТ провела огромную работу, чтобы получить первый бизнес-джет. После этого пошел качественный рост: сегодня 25 воздушных судов - "прямых исполнителей деловых полетов": 9 самолетов и 16 вертолетов. Год назад началась эксплуатация одного из самых современных бизнес-джетов - Falcon7X (на нем летает президент РТ) от французской компании Dassault. В беседе с корреспондентом "БИЗНЕС Online" Трубаев подтвердил, что и пришедший в начале года в республику новый Challenger 605 эксплуатируется АБА.

По словам Трубаева, с первого джета и начались серьезные отношения Татарстана и компании Bombardier. Именно поэтому за основу парка АБА были взяты Bombardier CRJ200, а не Embraer 145 или Ан-148, которые тоже были претендентами. "Хорошие отношения с Bombardier позволили остановить выбор на CRJ", - уточнил Трубаев и отметил, что в области вертолетов столь же тесные отношения у РТ сложились с американской компанией Bell (гражданские вертолеты этой марки производятся в Канаде).

Авиация "доверенных людей"

Трубаев заверил, что у АБА одна из самых лучших российских баз деловой авиации - лучше, может быть, только у специального летного отряда "Россия", обеспечивающего российское правительство. Во многом благодаря этому за 10 лет у АКТ и АБА серьезных инцидентов по части деловой авиации не было.

Гендиректор АБА отметил, что в структуре выручки АБА сектор деловой авиации имеет занимает 25%, а в ближайшее время станет 30%. "Полетов все больше, заказы очень серьезные", - констатировал Трубаев. Поэтому, по его словам, совет директоров АБА и решил выделить бизнес-авиацию в отдельную структуру - компания "Авиасервис" (сегодня идет работа по получению свидетельства эксплуатанта). Кстати, на собрании выступил и гендиректор нового перевозчика Валерий Портнов. Он был одним из первых пилотов, осваивавших тот первый Challenger 604. "Мы оказались первыми русскими в учебном центре Bombardier, - припомнил он. - Сначала на нас смотрели с недоверием: "Посмотрим, каковы русские". Было тяжело, но мы знали, что нам никто не поможет".

Трубаев подчеркнул, что услугами бизнес-авиации активно пользуется правительство РТ, и поблагодарил его и непосредственно куратора темы - руководителя аппарата кабмина РТ Шамиля Гафарова за участие. И кстати, руководитель АБА упомянул, что бизнес-авиация - такая сфера деятельности, где не принято громко говорить о том, чей самолет, куда он летит. "Персонал проходит определенный вид проверок, - рассказал он, - получает специфические допуска. Люди абсолютно доверенные".

Деловой Як-40 все еще в строю

Отметим, что повышенная секретность в РТ сопровождает и деятельность авиации вполне себе обычной, коммерческой. Прояснить некоторые вопросы "БИЗНЕС Online" попыталась у Трубаева.

- Петр Владимирович, говорят, что "Авиасервису" будет проблематично получить сертификат эксплуатанта...

- Да, после ярославской катастрофы (катастрофа Як-42, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив" - авт.) новые авиакомпании почти не регистрировались. Отголоски еще есть.

- "Авиасервис" - 100-процентная "дочка" "Ак Барс Аэро". В какой степени будете влиять на ее деятельность?

- Влиять особо не планируем.

- В вашем бизнес-парке есть довольно экзотический для российских авиакомпаний и четырехместный "Даймонд". Кто на нем летает?

- В основном правительство - использует для оперативного решения вопросов. И самолет востребован. Сравните: до Самары на машине ехать 5 - 6 часов, на "Даймонде" - час.

- Як-40 в вашем парке еще остались?

- Да, один, в VIP-варианте, и планируем эксплуатировать его и дальше. В нашем свидетельстве эксплуатанта есть еще два Як-40 наших партнеров, которые в Москве летают под нашим флагом.

- С авиаброкерами имеете дело?

- Да, используем некоторые бизнес-джеты на коммерческих линиях. Это для нас дополнительный доход.

- Сколько бизнес-джетов принадлежит АБА, а сколько только находится у вас в эксплуатации?

- Не хотелось бы раскрывать эту информацию.

- Приобретение новых бизнес-джетов планируется?

- На данном этапе такой задачи нет - надо привести в нормальное состояние существующий флот: Bombardier, Cessna, чтобы как можно больше было летающих (напомним, коммерческий директор АБА Феликс Козлов недавно рассказал "БИЗНЕС Online", что сегодня на крыле 9 из 15 CRJ-200 и 5 из 15 Cessna Grand Caravan - авт.).

"Налаживаем утраченные отношения"

- Процесс передачи "Ак Барс Аэро" из холдинговой компании "Ак Барс" в "Связьинвестнефтехим" (СИНХ) завершен?

- Сейчас переходный период - идет процедура смены собственника. Но СИНХ активно участвует в построении нашего бизнеса, причем уже с прошлого года, когда и мы, и авиакомпания "Татарстан" по известным причинам попали в непростую ситуацию... Предположительно, переход завершится в конце мая. Тогда официально и объявим о смене собственника. Новый этап всегда воспринимается как надежда на будущее. И считаю, что позитив есть.

- Решена ли проблема задержек зарплаты сотрудникам?

- Да. Уже два месяца мы в графике. Выплачиваем и аванс, и отпускные, расплачиваемся с уволенными.

- Была и проблема с долгами перед рядом аэропортов...

- Есть такой вопрос. В рабочем режиме с руководителями аэропортов встречаемся, например, аэропорта Домодедово - нашли абсолютное понимание и пути решения задолженности. В планах - встречи с руководством других аэропортов. Словом, налаживаем отношения, которые были некоторое время назад утрачены.

- Сколько пассажиров планируете перевезти в 2014 году?

- Предполагаем перейти планку в 350 тысяч (в 2013-м было 348 тысяч), потому что добавился парк Cessna, они дадут "довесок".

- Сколько пассажиров должны перевезти компании, участвующие в программе субсидируемых полетов в ПФО?

- 120 - 130 тысяч. Но пока есть отставание от графика, поэтому вырабатываются меры по увеличению загрузки, открытию новых направлений, увеличению частоты существующих рейсов. Мы вышли с предложением увеличить частоту рейсов между Казанью и Самарой - до 14 в неделю. Хотим увеличить частотность на Пермь. Думаем открыть рейсы из Самары в Бегишево и Бугульму. Полагаю, Росавиация пойдет нам навстречу.

- Какие направления не загружаются?

- Например, Самара - Йошкар-Ола, Самара - Саранск, Йошкар-Ола - Уфа. Все, что связано с Чувашией и Марий Эл, не идет почему-то. Но предполагаю, что Саранск все-таки будет более интенсивно использовать авиацию - в связи с намерением строить стадион к чемпионату мира по футболу.

- Появятся ли новые зарубежные рейсы?

- 25 апреля возобновили рейс Казань - Ереван - Казань. С 21 мая планируем вновь открыть рейс Нижнекамск - Баку - Нижнекамск. В 20-х числах мая - на Прагу. С 14 июня (но не исключено, что и раньше) ожидаем полетов в Крым - из Казани, Бегишево и Бугульмы.

- Будет ли формироваться некая стратегия "Ак Барс Аэро" и программа действий на обозримое будущее?

- Есть планы, но пока не хотел бы о них говорить. Прежде всего стоит задача становления компании в этом году: как можно больше летающих судов, как можно выше регулярность, лучше культура обслуживания пассажиров. Естественно, должны выйти на безубыточность. Что касается стратегии, то оставаться в сегменте только CRJ200 и Cessna Grand Caravan, то есть быть кузницей летных кадров для других авиакомпаний, которые будут пилотов забирать на более серьезные типы воздушных судов, мы бы не хотели.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 апреля 2014 года | Дайджест публикаций за 29 апреля 2014 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Трубаев Петр, Портнов Валерий, Казанское авиапредприятие, Быковский Агрегатный Завод, Challenger 605, Challenger 604, Як-42, CRJ-200, Ан-148, Cessna Grand Caravan, Як-40, Тулпар Эйр, Татарстан, Казанское авиапредприятие, АЭРО, Bombardier, Авиакомпания "Татарстан", Авиасервис, АвиаСервис, АЭРО (в процессе тестирования)