О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крым без большой России

Российские компании, выходящие на рынок Крыма, опасаются международных санкций. Наиболее чувствительны к подобного рода мерам крупные российские банки и авиаперевозчики

Российские компании, выходящие на рынок Крыма, опасаются международных санкций. Наиболее чувствительны к подобного рода мерам крупные российские банки и авиаперевозчики. Однако выход найден: в Крым могут прийти не самые крупные российские компании, имеющие лишь незначительное международное присутствие.

Руководство "Газпрома" отмечает, что не принимало никаких решений об инвестициях в Крым. Об этом рассказал первый заместитель начальника финансово-экономического департамента компании Александр Иванников. "На сегодняшний момент никакого решения - ни в проектах, ни в деньгах - по поводу инвестирования в Крым нет. Если что-то изменится, вы об этом узнаете", - пояснил Иванников.

В конце марта премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минэнерго и Минэкономразвития с участием "Газпрома" обеспечить корректировку инвестпрограммы на 2014 год с учетом необходимости обеспечения крымчан газом, а также увеличения добычи газа в регионе в 1,5-2 раза по сравнению с текущим объемом добычи. Срок исполнения поручения - понедельник, 5 мая.

Банки

Гипотетическая возможность попасть под действие санкций пугает банки значительно больше, чем любые другие российские компании. Особенную обеспокоенность кредитных организаций это вызывает после того, как в списке SDN (Specially Designated Nationals - список лиц и компаний, попадающих под экономические санкции США, подготовленный управлением по контролю за иностранными активами Казначейства США) оказался банк "Россия", подконтрольный Юрию Ковальчуку.

В теории санкции должны приводить к финансовой изоляции банка: его деньги, хранящиеся на корсчетах иностранных банков, могут быть заморожены, проведение операций - затруднено, некоторые переводы и вовсе заблокированы (как это однажды уже случилось с денежным переводом в пользу страховой компании СОГАЗ, входящей в группу банка "Россия").

На практике самые неприятные последствия - это репутационные риски и ограничение возможности использовать пластиковые карты, напоминает один из банкиров.

Однако клиенты финансовых учреждений чувствительны к таким переменам. Отток вкладов из банка "Россия" за март, согласно информации, опубликованной на сайте Центрального банка, превысил 10% (более 34 млрд руб). Под санкции могут попасть не только банки, которые принадлежат друзьям Путина, но и те, которые работают в Крыму, считают эксперты.

Все это заставляет банки осторожничать и не торопить события, чтобы не попасть под санкции. Об отсутствии намерений выходить в Крым в качестве российского кредитного учреждения заявляли Сбербанк (однако там будет присутствовать его украинская "дочка") и ВТБ, не планируют работать в Крыму другие крупнейшие банки - как зарубежные, так и частные. В частности, Альфа-банк сейчас продолжает распродажу своих крымских отделений, указывает один из топ-менеджеров компании. От лишних отделений избавляются и государственные банки. На днях Центробанк опубликовал список кредитных организаций, открывших отделения в Крыму. Согласно данным ЦБ, Российский национальный коммерческий банк имеет в регионе 116 отделений (в Симферополе, Бахчисарае, Керчи, Севастополе, Евпатории и т.д.), Крайинвестбанк - три (в Симферополе и Севастополе), Генбанк - четыре (в Симферополе, Ялте и Севастополе), Джаст банк - один (в Симферополе).

Санкций не боятся банки, у которых есть сильные покровители, указывает один из сотрудников рейтингового агентства: по его словам, именно этот фактор мог способствовать открытию отделений Генбанка в Крыму.

Государственные банки не желают рисковать, а более крупные частные предпочитают не торопиться, считают аналитики. "Мы для себя решили, что Крым - это интересный рынок, но вопрос открытия там отделений (и расширения сети отделений вообще) отложили на конец года. Сейчас нас больше волнуют те процессы, которые происходят в российской экономике", - говорит старший вице-президент Промсвязьбанка Константин Басманов. "Думаю, общая нестабильность политической ситуации и непонимание того, что может произойти, останавливают банки", - делится своими соображениями директор департамента розничных продаж Юникредит банка Иван Матвеев.

Однако помимо политических причин присутствуют и экономические, указывает он: из-за нестабильности люди могут потерять работу, задержки в выплате зарплат повлияют на способность обслуживать долг. Впрочем, политические причины все-таки перевешивают. В конфиденциальном документе Евросоюза, оказавшемся в распоряжении Reuters, уже содержится предложение запретить европейским физическим и юридическим лицам проводить транзакции с банками, расположенными в Крыму. По данным агентства, решение о введении новых санкций должно быть принято на следующей встрече министров иностранных дел ЕС 12 мая.

Авиаторы

Еще одной возможной мишенью могут стать российские авиакомпании, ведущие свою деятельность в Крыму. По крайней мере, такой вариант развития событий сейчас прорабатывается в Минтрансе, отмечает источник, близкий к российскому ведомству.

Сейчас в министерстве рассматривают несколько вариантов развития событий для авиаперевозчиков, выполняющих полеты в Крым.

Первый возможный вариант - давление на российских авиаперевозчиков со стороны европейских и американских лизинговых компаний, которые могут увеличить процент по лизингу для авиакомпаний, летающих в Крым, или вовсе отказать им в этой услуге. В этом случае пострадают в первую очередь крупные авиакомпании, авиапарк которых состоит преимущественно из американских Boeing и европейских Airbus. Однако как отметил источник, близкий к Росавиации, такой сценарий маловероятен, так как большинство лизинговых контрактов имеют неизменяемые условия.

Второй вариант - отказ американских и европейских страховщиков страховать самолеты российских авиаперевозчиков, выполняющих полеты в Крым. Впрочем, как отметили в одной из российских авиакомпаний, большинство самолетов основных российских авиаторов застрахованы в России, а в случае отказа европейцами или американцами страховать полеты в Крым авиаперевозчики могут без проблем перестраховаться у российских компаний.

Третий вариант - ввод санкций против российских авиаперевозчиков со стороны Международной организации гражданской авиации (ИКАО), однако этот процесс будет очень долгим и потребует одобрения всего мирового сообщества.

В случае если крупные российские авиакомпании все же будут вынуждены прекратить полеты в Крым, их могут заменить мелкие авиаперевозчики, такие как "Грозный авиа" и Red Wings.

Обе компании выигрывают за счет того, что мало летают за рубеж, а их флот состоит только из отечественных самолетов. Это значит, что в случае введения новых санкций со стороны Запада компании смогут беспрепятственно продолжить летать на полуостров.

В конце апреля авиакомпания "Грозный авиа" уже подписала договор о базировании в аэропорту Крыма, откуда она с 14 апреля стала выполнять свои первые регулярные рейсы.

"Грозный авиа" получила назначение на маршрут Симферополь - Ростов-на-Дону - Симферополь с частотой выполнения рейсов три раза в неделю до 31 октября 2014 года. Маршрут вошел в программу субсидирования авиаперевозок между Республикой Крым и регионами России, благодаря чему стоимость билета в один конец составит 3,4 тыс. руб.

По словам коммерческого директора "Грозный авиа" Сергея Петрова, в ближайшее время компания планирует открыть рейсы из Симферополя в Белгород, Курск, Воронеж, Казань, Волгоград, Киров и Грозный.

Red Wings пока только рассматривает возможность полетов на полуостров. Однако в Минтрансе уже заявили, что в случае положительного решения авиаперевозчик может получить государственные субсидии в размере 3 млрд руб. для организации полетов между российскими городами и Крымом.

"Компания Red Wings высказала готовность весь свой флот - а это восемь самолетов Ту-204, еще четыре таких самолета у компании есть в резерве - перебазировать в Симферополь и, соответственно, переориентировать на полеты в города России из Симферополя", - заявил глава профильного министерства Максим Соколов.

Пока Red Wings базируется в московском аэропорту Домодедово и выполняет регулярные и чартерные рейсы по 20 направлениям. Сейчас в международный аэропорт Симферополя летают большинство крупных российских авиакомпаний: "Аэрофлот", "Трансаэро", S7, VIM Airlines, "Россия" (Rossiya Airlines), Ural Airlines ("Уральские авиалинии"), а также "Глобус" (Globus). Второй международный аэропорт - Бельбек, расположенный под Севастополем, - до сих пор остается закрытым для гражданской авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка