О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Добролет" учится на ошибках "Авиановы"

"Добролет" перенял модель первого российского лоукостера - "Авиановы", обанкротившейся в 2011 году. Основатель "Авиановы" Эндрю Пайн заявил РБК, что не уверен в успешности идеи в деталях повторить бизнес-модель его бывшей компании

"Добролет" перенял модель первого российского лоукостера - "Авиановы", обанкротившейся в 2011 году. Основатель "Авиановы" Эндрю Пайн заявил РБК, что не уверен в успешности идеи в деталях повторить бизнес-модель его бывшей компании. Акционер "Добролета" готов ждать прибыли 5-7 лет и оперативно менять тарифы, если убытки выйдут из-под контроля.

Первый день продаж "Добролета" заставил технических специалистов компании работать на пределе: официальный сайт компании не справлялся с нагрузкой. Число запросов пользователей доходило до 20 тыс. в минуту и 3,5 тыс. одновременных соединений, объяснил представитель "Добролета" причину сбоя. Технические проблемы не помешали "дочке" "Аэрофлота" полностью продать несколько рейсов за первые часы продаж. Авиакомпания начнет летать в Крым из московского аэропорта Шереметьево 11 июня, но свободных билетов на ее рейсы до 19 июня уже нет.

Стать пассажиром "Добролета" можно было 26 мая, когда в 23.15 мск открылись продажи на 11 июня: билет в Симферополь стоил по 3430,5 руб. с учетом всех сборов. А вылет 21 июня стоил в три раза дешевле - 979,5 руб. за перелет в одну сторону (вчера днем цена на этот рейс выросла до 3430,5 руб.). Большинство посетителей сайта компании проверяли, насколько предложенные тарифы отличаются от цен обычных авиаперевозчиков.

Перелет из Москвы в Крым и обратно "Добролетом" обойдется в 6861 руб., средний чек на летние рейсы из Москвы в Симферополь и обратно сейчас равен 9986 руб., подсчитал представитель Aviasales. Самый близкий к лоукостеру по цене "Аэрофлот" продает экономкласс на Симферополь за 7500 руб., но авиакомпания летает в Крым в убыток, сообщил РБК человек, близкий к совету директоров перевозчиков. Авиакомпания Red Wings летает из Москвы в Симферополь и обратно за 8500 руб., очень близко к себестоимости, говорит коммерческий директор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев.

"Добролет" зарабатывает не на продаже билетов, а на дополнительных услугах. Дешевый билет - это только перевозка, без багажа, питания на борту, функция выбора места - тоже платная (пассажир может отказаться от этой услуги). Это "жесткий" продукт: нераскладывающиеся кресла, как в электричке, пассажиры будут плотно посажены, заказ билетов только через Интернет, говорил генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев осенью 2013 года. Лоукост-модель коснется не только пассажиров: бортпроводники будут продавать на борту самолета напитки и еду, за что будут получать агентскую комиссию, передавал Интерфакс в конце прошлого года.

Памяти "Авиановы"

"Добролет" - это реплика "Авиановы", которая выполняла низкобюджетные перевозки с 2009 по 2011 год, утверждает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. Новый перевозчик даже привлек ее руководство: рулит "Добролетом" Владимир Горубов, бывший генеральный директор "Авиановы". Его прежняя компания за два года работы так и не вышла на операционную рентабельность, говорит Крамаренко.

Основатель и бывший управляющий директор "Авиановы" Эндрю Пайн (сейчас работает старшим партнером Concuros Partners) не уверен, что "Добролет" сможет реализовать бизнес-модель "Авиановы". Основным источником ее доходов были тарифы и большой пассажиропоток, доля неавиационных доходов оставалась в районе 12% (в основном платная перевозка багажа и питание на борту), вспоминает Пайн.

Впрочем, если бы пять лет назад возможности для роста неавиационных доходов не были ограничены российским законодательством (обязательство принимать багаж, кормить на борту и возвратные билеты), этот показатель был бы значительно выше, уверен он. Неслучайно "Аэрофлот" сначала предложил поправки в законодательство: введение невозвратных тарифов, отмена бесплатного питания и бесплатной нормы провоза багажа, возможность нанимать иностранных пилотов для снижения дефицита командиров воздушных судов - и только потом запустил проект "Добролет".

В основе бизнес-модели "Авиановы" лежал простой принцип - привлечь на борт большое количество пассажиров, которые до этого пользовались железнодорожным транспортом, путем снижения тарифов на 40% по сравнению с традиционными авиаперевозчиками, говорит Пайн. Авиабилеты можно было приобрести только в точках продаж и на официальном сайте компании, причем тарифы в Интернете были ниже, чем при покупке в кассе, агентстве или колл-центре, рассказал РБК директор по развитию и маркетингу онлайн-сервиса Anywayanyday Евгений Шухлин.

"Добролет" также рассчитывает на пассажиров поездов: цены на "Добролет" будут выше, чем в плацкарте, но ниже, чем в купе, говорил на прошлой неделе Савельев. Но снизить тарифы на 40% лоукостер сможет только после переезда из Шереметьево в подмосковный аэропорт Раменское. Это может произойти через три года, говорил на прошлой неделе в интервью телеканалу РБК гендиректор "Аэрофлота". Основатель поисковика авиабилетов Aviasales Константин Калинов уверен, что инвесторам "Авиановы" просто "не хватило терпения или ресурсов, при том что модель была построена грамотно" - у "Добролета" в запасе больше времени.

Семь лет до прибыли

Капитализация "Добролета" через три-четыре года достигнет 1,2-1,4 млрд долл., в создание лоукостера вложат 100 млн долл. - такие цифры осенью 2013 года называл Виталий Савельев. Бизнес-план лоукостера предполагает, что первую прибыль он получит через 5-7 лет. Его считали совместно с иностранными консультантами с хорошей экспертизой в области низкобюджетных авиаперевозок, говорил Савельев в 2013 году в интервью журналу "Профиль".

Сейчас в парке "Добролета" четыре самолета: три Boeing 737-800 и один SSJ-100 (резервный). Пока Boeing будут летать только в Симферополь. При расходе авиакеросина 2,6 т в час один рейс будет обходится перевозчику примерно в 200 870 руб. Цена на топливо в аэропортах в среднем по России составляет 38 629 руб. за тонну (данные информационного центра "Кортес"). Если перевозчик будет выполнять четыре рейса в день, только расходы на топливо в первый месяц составят не менее 24,1 млн руб.

В лизинговых компаниях РБК рассказали, что ежемесячный лизинговый платеж составляет в среднем 1% в месяц от стоимости самолета. Каталожная стоимость одного Boeing 737 составляет 90,5 млн долл. ("Добролет" должен комплектоваться новыми машинами), сообщили в представительстве авиапроизводителя. Лизинговые платежи на первые три Boeing 737 в месяц могут составить около 2,7 млн долл. (92 млн руб. по курсу ЦБ на 27 мая).

Бизнес-план "Добролета" очень гибкий, он будет пересматриваться примерно раз в год, рассказал РБК человек, близкий к совету директоров "Аэрофлота". Авиакомпания будет корректировать тарифы, количество самолетов (до конца года в парке будет восемь Boeing 737), маршруты. Единственное, что может дискаунтеру помешать, - медленное обслуживание в региональных аэропортах: чтобы компания получала прибыль, самолеты должны постоянно находиться в воздухе, добавил собеседник РБК.

Пока "Добролету" везет. Полеты в Симферополь обещают максимальную загрузку: движение поездов в Крым через Украину до сих пор не восстановлено, а сезон отпусков стартует через неделю....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка