О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пятнадцать лет Ассоциации агентств воздушного транспорта

3 мая 2014 года исполняется 15 лет внесения в государственный реестр юридических лиц Ассоциации агентств воздушного транспорта

3 мая 2014 года исполняется 15 лет внесения в государственный реестр юридических лиц Ассоциации агентств воздушного транспорта. Ряд ведущих агентств страны по продаже авиаперевозок в мае 1999 года объединились с целью выработки и реализации согласованной политики и стратегии в области продаж перевозок пассажиров на российских и международных воздушных линиях, а также для защиты своих корпоративных интересов.

1. Предпосылки создания ААВТ

В 1998 году в России на фоне тяжелой экономической ситуации произошел кризис. Неэффективная макроэкономическая политика, проводившаяся властями в середине 1990-х годов сочеталась с мягкой бюджетной политикой. Принимались необоснованно раздутые бюджеты. Резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса потребовали от Правительства для стабилизации ситуации пойти на экстраординарные меры.17 августа 1998 года был объявлен технический дефолт по Государственным казначейским обязательствам. Одновременно было объявлено об отказе от удержания стабильного курса рубля.

В тот момент агентства воздушных сообщений, созданные по приказу Министерства гражданской авиации СССР и ведущие свое начало от советского аэрофлота, встали на путь реорганизации и преобразований. Последствия кризиса серьезно повлияли на развитие экономики и страны в целом, в том числе на работу агентств в условиях рынка.

Борьба за клиента подразумевает максимальное удовлетворение его пожеланий путем создания новых технологий транспортного и туристического сервиса. Деловой поездке или туристическому путешествию предшествует общение с высокопрофессиональными сотрудниками, владеющими технологиями организации поездок и путешествий.

В целях объединения усилий и передачи опыта ведущими агентствами воздушных сообщений, сумевшими принять ориентацию на рынок, широкий спектр услуг и успешно овладеть передовыми технологиями, в феврале 1999 года была создана Ассоциация агентств воздушного транспорта. Возглавила Ассоциацию профессионал отрасли - Эвелина Николаевна Бородина - генеральный директор Тюменского ЦАВС, заслуженный работник транспорта Российской Федерации. Члены ААВТ единогласно избрали ее Президентом НО "ААВТ".

2. Внесение ААВТ в государственный реестр

3 мая 1999 года - была внесена запись об учреждении ААВТ в Государственный реестр юридических лиц. В сложной экономической ситуации возрастает роль профессиональных объединений, способных свести к минимуму потери от ошибок и негативных случайностей. Государственный комитет по статистике зарегистрировал вид деятельности новой Ассоциации с кодом 91.12 Деятельность профессиональных организаций.

3. Участие в СВВТ, переход на международные стандарты

Ассоциация агентств воздушного транспорта в 2000 году введена в состав президиума Наблюдательного Совета авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ-ТКП). Члены ААВТ приняты в Комитет агентств.

Система взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ) выдержала кризис экономики и банковской системы России: задолженность агентств, выполняющих расчеты через ТКП, в общем объеме выручки в 2001 году составила всего 0,02%.

2002 год охарактеризован началом перехода на международные технологии и стандарты. В СВВТ аккредитована отечественная авиационная распределительная система резервирования "Сирена-Трэвел". Агентское сообщество - ее активный пользователь.

4. Создание учебного центра ААВТ

Для поддержания высокого профессионального уровня кадров отрасли, систематической подготовки специалистов агентств воздушных сообщений, а именно:
  • кассиров;
  • туристических агентов;
  • руководителей агентств,
на базе имеющихся пунктов подготовки кассиров был создан Учебный Центр ААВТ с разветвленной сетью филиалов при агентствах: Тюменском ЦАВС (г. Тюмень), Самарском ЦАВС (г. Самара), Красноярском ЦАВС (г. Красноярск), Дальневосточном агентстве "Спектр Авиа Сервис"(г. Хабаровск), ЗАО "Омскавиасервис" (г. Омск) и ОАО "Приморское агентство авиационных компаний" (г. Владивосток).

5. Учреждение премии "Лучшее агентство по продаже авиаперевозок"

В декабре 2002 г. в целях формирования единых стандартов обслуживания пассажиров, улучшения работы российских агентств воздушного транспорта и расширения спектра предоставляемых ими услуг Ассоциацией учреждена ежегодная премия. Участники конкурса соревнуются в 10 номинациях. В каждой из них определяются один победитель и два лауреата.

12 марта 2004 года в гостинице "Аэростар" состоялось первое организационное заседание Общественного Совета конкурса. С информацией о проведении конкурса, его задачах, порядке определения условий участия, критериев и методов оценки деятельности участвующих агентств выступил Генеральный директор, председатель Оргкомитета Ю.Г.Шабунин. В ходе заседания Председателем Общественного Совета был избран В.М.Тихонов - советник Генерального директора ОАО "Аэрофлот" - российские авиалинии". Также состоялось утверждение Положения о Премии "Лучшее агентство по продаже авиаперевозок" по итогам в 2003 году и Положения об условиях ее присуждения.

6. Защита от сертификации услуг агентств

Ассоциации агентств воздушного транспорта в 2004 году пришлось активно вмешаться в процесс чрезмерно усердного исполнения чиновниками норм по сертификации продукции. Требование об обязательной сертификации юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих воздушные перевозки и авиационные работы, было на тот момент установлено п. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ. Основным документом, регулирующим сертификацию этого вида деятельности, являлись Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к организациям, осуществляющим деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок (ОПП)", утвержденные Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 10.08.99 г. № 28. В соответствии с данным Приказом сертификации подлежали юридические лица, осуществляющие деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок, а не продукция или услуги.

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Согласно ст. 23 данного Закона объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, а не услуги и иные объекты.

В результате обращения ААВТ в исполнительные органы власти приказом Минтранса РФ требования по сертификации агентств были отменены. Было также вынесено решение Верховного Суда РФ, законодательно закрепившее отказ от сертификации услуг агентств.

7. Вступление в Российский Союз туриндустрии.

В 2005 году НО "ААВТ" было принято в члены Российского Союза туриндустрии (РСТ). Целью вступления явилась необходимость более тесного взаимодействия с участниками РСТ в сфере транспорта. Противодействуя монополизации в сфере туризма, оперативно разрешая конфликтные ситуации, содействуя созданию новых турпродуктов, Союз туриндустрии предоставлял своим членам площадку для реализации образовательных, информационных проектов, необходимость в которых испытывала и ААВТ. В свою очередь, деятельность ААВТ по координации политики продаж авиаперевозок агентствами была необходима РСТ, поскольку путешествие всегда начинается с покупки билета, а конфликтные ситуации, зачастую, требовали консультаций профессионалов о возможностях обладателя проездного билета.

Членство в РСТ является значительным нематериальным активом Ассоциации агентств воздушных сообщений.

8. Переход на электронную систему продаж

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) своими решениями от 2006 - 2007 годов обязала все мировые авиакомпании со второй половины 2008 года полностью перейти на электронные билеты. В ноябре 2007 года Верхняя Палата российского парламента одобрила закон "О внесении изменения в статью 105 Воздушного кодекса РФ и часть вторую Налогового кодекса РФ", законодательно утвердив использование в России электронного авиабилета. В Транспортной клиринговой палате разработана и внедрена дистанционная система профессиональной подготовки, тестирования и аттестации персонала аккредитованных агентств по программам СВВТ; внедрена система аккредитации учебных центров; началась разработка программного обеспечения для Центра электронного и автоматизированного билетооформления (ЦЭБ/ЦАБ) ТКП.

Однако оставался ряд вопросов, зачастую очень простых, но не имеющих ни однозначного понимания, ни ответа на них. Например, что является первичным документом для бухгалтерии в условиях электронного билетооформления? Будут ли использоваться бланки строгой отчетности в условиях электронного билетооформления? Является ли необходимым использование контрольно-кассовой техники при электронном билетооформлении? Какие документы обязано выдавать агентство (или пункт продажи авиаперевозок) пассажиру, купившему электронный билет и оплатившему покупку наличными?

Ассоциация агентств воздушного транспорта приступила к поиску ответов на эти и многие другие вопросы, опираясь на российское законодательство, опыт своих коллег в России и за рубежом, партнерство со стороны уполномоченных органов гражданской авиации и Министерства транспорта РФ.

Сегодня электронный авиабилет - это удобный и широко используемый повсюду в России, где есть интернет, вид оформления авиаперевозки.

9. Антикризисные направления деятельности ААВТ

2009 год стал серьезным испытанием для агентского рынка. Снижение потребительского спроса привело к снижению объема продаж в отдельных регионах до 40 %. Закрытие точек продаж и сокращение штатов - реалии 2009 года. Дополнительным испытанием рынка продаж авиаперевозок стало внезапное прекращение операционной деятельности ряда российских авиаперевозчиков. Во взаимодействии субъектов "агент-перевозчик" агент оказался "слабое звеном". В этой ситуации Ассоциация агентств воздушного транспорта избрала следующие направления деятельности:
  • поиск решений по защите агентства и возврату денежных средств авиапассажиру при прекращении операционной деятельности авиаперевозчиком;
  • урегулирование вопроса, связанного с оплатой услуг агентства при бронировании и продаже пассажирских авиаперевозок;
  • решение вопроса выделения НДС при продаже агентством авиаперевозки;
  • мониторинг тенденций в изменениях технологий продажи авиаперевозок и других транспортных услуг;
  • мониторинг развития электронной коммерции;
  • организация ежегодных конференций "Транспортные услуги" и "Электронная коммерция и агентский бизнес".
Практические шаги по решению проблемы возврата авиапассажиру денежных средств после прекращения операционной деятельности авиаперевозчика предприняла Транспортная клиринговая палата под руководством Сергея Викторовича Ильичева.

Действующие резолюции IATA не гарантировали реальной возможности возврата денежных средств за авиабилеты, приобретенные через BSP - западную систему взаиморасчетов.

ААВТ, активно сотрудничая с ТКП, добилось включения в целевую программу Минтранса вопроса, связанного с защитой прав клиентов. ТКП был разработан пакет процедур для реализации технологии возврата денежных средств.

10. Законодательное закрепление оплаты услуг агентств при бронировании и продажах авиаперевозок

Начиная с 2009 года остро обозначился вопрос оплаты услуг агентов по продажам перевозок. Комитетами по защите прав потребителей в ряде регионов была вскрыта полная незащищенность агентов при переходе авиакомпаний на "нулевую" или сверхнизкую комиссию. Пакет действующих документов (в том числе и Воздушный Кодекс) оставляет вне правовой зоны взимание агентом дополнительной оплаты с пассажира. В ситуации, где есть альтернатива тарифа и перевозчика, агентства вынуждены брать дополнительную палату за подбор маршрута и бронирование авиабилета - фактически выполненную им работу, законодательно, однако, закрепленную за авиакомпанией.

К примеру, одно из региональных агентств по продаже авиабилетов - "Авиатранспортное агентство Магадан" -,было признано нарушителем закона. Местный транспортный прокурор потребовал у суда признать незаконным приказ директора агентства о взимании с пассажиров сбора за подбор тарифа, перевозчика и маршрута в размере 300 рублей. Магаданский городской суд удовлетворил требование прокуратуры, мотивируя это тем, что плата за подбор маршрута сверх тарифа авиаперевозчика является двойной оплатой одних и тех же услуг. Такие же истории произошли в Томске, на Сахалине.

ААВТ предпринимает активные шаги по исправлению данной ситуации. Так, совместно с РСТ в Минтранс внесен ряд предложений. Одно из них - о приведении в соответствие положений приказа №155 жизненным реалиям.

CПРАВКА: После того, как перевозчики США перестали платить комиссию, был введен единый сбор для всех агентств страны в размере $40. Причем, агент не должен взимать меньше этой суммы, иначе лишится права работы. То же самое с субагентами. Все это делается для того, чтобы не допустить демпинга.

11. Повышение квалификации и обмен опытом

Для организации широкой дискуссии по наиболее интересным и актуальным вопросам начиная с 2006 года ААВТ проводит в июле ежегодную конференцию "Транспортные услуги", а с 2009 года - декабрьскую конференцию "Электронная коммерция и агентский бизнес". Последние являются крупнейшей в России площадкой для профессионалов воздушного транспорта. Участники данных мероприятий - руководители и специалисты авиакомпаний, агентств по продаже перевозок, тревел-агентств, IT-компаний, страховых компаний.

Кроме того, по мере необходимости и в связи с введением Правительством РФ новых правил нормативного обеспечения бизнеса (например, перехода с 1 квартала 2014 года на электронные счета-фактуры) ААВТ приглашает проблемно-ориентированных специалистов на семинары с участием ведущих специалистов по актуальным проблемам налогообложения. Стараниями организаторов такие семинары проходят очень активно и, судя по отзывам, будут востребованы и в дальнейшем.

12. Открытость сообщества профессионалов и социальный медиа маркетинг

Ассоциация агентств воздушного транспорта открыта для действующих агентств и представителей смежных отраслей. Вся ее деятельность отражается в средствах массовой информации и на сайте AAVT.RU. На страницах сайта можно найти всю необходимую информацию как о действующих членах, так и требования к новым участникам.

ААВТ исходит из того признанного факта, что наиболее быстро развивающимся направлением продвижения бренда через Интернет является социальный медиа-маркетинг. Формирование интернет - сообщества позволяет расширить аудиторию бренда "ААВТ". Представительство в социальных сетях дает ААВТ возможность построить площадку потребителей услуг по защите интересов агентств, оперативно общаться с ними, выявлять и удовлетворять их пожелания, установить открытый диалог с действительными и потенциальными членами Ассоциации, взращивая таким образом лояльность и имидж Ассоциации, как открытой, динамичной, идущей в ногу со временем структуры....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация агентств воздушного транспорта». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка