О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дипломатия истребителей

Последние полгода прошли в обстановке усиления военной активности Североатлантического Альянса у границ России

Последние полгода прошли в обстановке усиления военной активности Североатлантического Альянса у границ России. Наиболее видимая ее часть заключается в перебазировании на территорию Восточноевропейских членов боевой авиации более развитых "старых" членов альянса и практически постоянное нахождение в Черном море кораблей Альянса.

Оттепель в Европе

Со времени роспуска Организации Восточного Договора и распада СССР "милитаризация" Европы неуклонно снижалась. Так, от огромной европейской группировки ВВС США остались только три постоянно действующие авиабазы с небольшим количеством боевых самолетов: Шпангдалем (Германия, истребители F-16C/D), Авиано (Италия, так же F-16C/D) и Лейкнхет (Англия, истребители F-15С и F-15E). Символичным стал вывод в 2013 году из Европы последних штурмовиков A-10C "Тандерболт II", некогда создававшихся специально для сдерживания "красной танковой лавины". Значительные силы размещались теперь в Европе только в период военных конфликтов - в частности в Великобритании традиционно размещались стратегические бомбардировщики, осуществлявшие оттуда налеты на Ближний Восток и Балканы. Для этого на ряде крупных аэродромов сохранилось базирование наземных служб ВВС США, поддерживающих в порядке инфраструктуру, размещаются на постоянной основе самолеты-топливозаправщики и военно-транспортная авиация. Россия после распада СССР полностью отказалась от базирования своей боевой авиации в странах Восточной Европы. В "европейском форпосте России", Калининградской области, размещалось небольшое количество истребителей Су-27, но боеспособны они были в основном на бумаге.

Активность НАТО в области размещения авиации в основном проявлялась в учениях, в том числе и на территории "новых" членов, и миссиях "Воздушной полиции" (Air Policing). Возникновение последних вызвано и отсутствием у многих новых членов Альянса боевых самолетов. Принцип коллективной безопасности и практическая необходимость требуют размещения на их территории самолетов, способных обеспечивать как минимум базовую ПВО страны, перехватывать и сопровождать военные самолеты других стран (в первую очередь российские), при необходимости принуждать нарушителя воздушного пространства к посадке. Однако никто из членов Альянса, включая США, не готов размещать на постоянной основе на территории этих стран свои военные базы. Была придумана компромиссная схема, при которой небольшие контингенты размещаются на небольшой срок, по очереди. "Воздушная полиция" работает в Албании, Словении, Исландии и прибалтийских странах. Миссии в Словении и Албании несут в первую очередь декоративный характер и выполняют их ВВС Италии при помощи (в Албании) ВВС Греции. Миссия в Исландии обеспечивает прикрытие северной части Атлантического океана - разведчики и бомбардировщики ВВС России регулярно демонстрируют способность забираться в этот регион. Наиболее известна "Воздушная полиция" в Прибалтике (Baltic Air Policing) - российская авиация весьма активна в этом регионе, а страны Прибалтики традиционно относятся к любой активности вооруженных сил России крайне болезненно. Назвать миссию НАТО угрозой для России трудно - входит в нее одно звено истребителей, не оснащенных ударным вооружением, и способных на деле только наблюдать за подшефным воздушным пространством и, как максимум, перехватить и сопровождать приблизившиеся к нему самолеты. Причем зачастую страны Альянса отправляли на дежурство в Прибалтике далеко не самые новые самолеты, вероятно, руководствуясь в первую очередь стоимостью летного часа.

Целями разведывательных и тренировочных полетов ВВС России периодически становится не только Прибалтика - регулярны полеты и к границам Швеции. Эта страна хоть и поддерживает близкие, союзнические (например, Швеция принимала ограниченное участие в воздушной операции Альянса в Ливии) отношения с НАТО, его членом она не является и активные действия ВВС России у ее границ "льют воду на мельницу" сторонников вступления страны в военный блок. В частности, крайне болезненную реакцию вызывают регулярные подлеты на минимальную дистанцию (30-40 км.) к границе небольших групп бомбардировщиков с имитацией атаки, в том числе и Стокгольма. После множества таких эпизодов, активно муссируемых в прессе, и усугубленных украинским кризисом неудивительно, что Швеция (и в меньшей степени Финляндия) сейчас морально как никогда близки к вступлению в Альянс. Шведское правительство в ноябре 2013 года одобрило присоединение эскадрильи истребителей "Грипен" к Силам Быстрого реагирования НАТО. Рассматривая картину, сложившуюся на западных воздушных границах России, до конца 2013 года следует признать ее в целом довольно миролюбивой. ВВС США снизили базирование в Европе на постоянной основе до исторического минимума, миссия Baltic Air Policing находилась полностью в рамках минимальных обязанностей военного блока по обеспечению коллективной безопасности своих членов, регулярные учения хоть и периодически вызывали болезненную реакцию в прессе, но были скорее средством "поддержать друг друга в тонусе". Впрочем картина омрачалась ситуацией с страной, которая часто была яблоком раздора в Европе - с Польшей.

Базы в Польше и Белоруссии

В 2010 году министр обороны Польши Б. Клих официально объявил о планах разместить в своей стране на ротационной основе истребители F-16. Польша после Российско-грузинского конфликта считала, что только непосредственное размещение американских вооруженных сил на ее территории обеспечит достаточный уровень защиты от неизбежной, по мнению ряда польских политиков, агрессии России. Доверие Польши к институтам НАТО было значительно подорвано. Размещение было запланировано на 2013 г., в дальнейшем планы подверглись сдвигу вправо.

Неудивительно, что размещение американских боевых самолетов в Польше вызвало болезненную реакцию у России. В частности, отмечалось, что в отличие от компонентов противоракетной обороны или зенитно-ракетных комплексов многоцелевые истребители - наступательное вооружение. Реакцией на это стал симметричный шаг - в апреле 2013 г. министр обороны С. Шойгу объявил о размещении в Белоруссии военной базы ВВС России. Начать планировалось со схожего с американским решения: одного-двух звеньев размещаемых на ротационной основе. Однако сразу объявили и о более серьезных планах - в 2015 г. разместить там на постоянной основе истребительный авиаполк.

Призраки холодной войны

Украинский кризис, резко обострил и так накаляющуюся ситуацию. В первых числах марта США более чем вдвое увеличили свою миссию в Baltic Air Policing - с 4 до 10 истребителей F-15C. Официальным поводом для этого стали участившиеся полеты российских самолетов-разведчиков. Так 24 февраля 2014 года, в День независимости Эстонии, истребители вылетали на перехват разведчика и приняли участие в параде в городе Пярну в течение одного вылета. Американские истребители сменил первый в истории многонациональный контингент: 12 истребителей, по четыре от трех стран Альянса. В дополнение к Польше, чья очередь была по первоначальным планам, свои самолеты предоставили Великобритания и Дания. При этом если Польша и Дания разместили относительно устаревшие машины - МиГ-29 и F-16AM, то Великобритания впервые отправила свои Еврофайтер "Тайфун". И это не все - Франция хоть и официально не приняла участие в этом раунде миссии, но разместила в качестве поддержки в Польше звено своих истребителей "Рафаль", также впервые. Такое количество самолетов сразу нескольких стран Альянса впервые размещается в непосредственной близости от границ России - например от авиабазы под Мальборком, в Польше, где разместились "Рафали" чуть более 50 км до границы Калининградской области, а от авиабазы Эмари в Эстонии, где начали дежурство датские F-16 около 200 км до границы Псковской области. Были уже и встречи с российскими вооруженными силами - английские "Тайфуны" выполнили облет корвета Балтийского флота. В начале июня в регионе практически одновременно прошли крупные учения НАТО и России.

В Польше и Белоруссии стороны также действовали практически синхронно. 13 марта 2014 года, на авиабазе Ласк села первая шестерка F-16C с итальянской базы в Авиано, а в Бобруйске шесть Су-27 (в дополнение к базировавшимся с декабря в Барановичах четырем самолетам того же типа). В дальнейшем США довели группировку до 12 истребителей. В Белоруссии также временно базировался российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 - вероятно, это была симметричная мера на патрулирование границ Украины аналогичными самолетами E-3 "Сентри" ВВС Великобритании и НАТО. Обострение ситуации вынудило ВВС России форсировать планы развертывания на постоянной основе там истребительного авиаполка. 17 марта 2014 года, главнокомандующий ВВС России В. Бондарев заявил, что 24 истребителя Су-27СМ3 будут развернуты до конца года.

Очень символичным стал выбор фона для речи Б. Обамы 3 июня 2014 года в аэропорту Варшавы - четыре истребителя F-16, два польских и два американских. Б. Обама говорил не только о необходимости укрепления сотрудничества в деле защиты польского неба, и привел недвусмысленную историческую параллель - по его словам ВВС Польши, сражавшиеся с "большевиками" в Советско-польской войне 1919-21 гг., были основаны поляками американского происхождения, а значит, в первую очередь, американцами. На следующий день после его речи ВВС США объявили о плане временно разместить на базе Фэйрфорд в Великобритании три стратегических бомбардировщика B-52H "Стратофортесс". 8 июня к ним присоединилась пара B-2 "Спирит".

Президент США запросил у Конгресса $1 млрд на "усиление военного присутствия в Восточной Европе". Каким образом будет потрачена эта сумма и вообще будет ли она выделена в условиях секвестра военного бюджета - сказать трудно. Создается ощущение, что для успокоения союзников и имитации жесткости в противодействии России достаточным было и просто громко запросить красивую "круглую" сумму.

Военная целесообразность или политический жест?

Для современного истребителя, обладающего боевым радиусом действия порядка тысячи километров (и это без дозаправки в воздухе) перемещение вплотную к границам гипотетического противника в первую очередь повышает уязвимость аэродрома базирования. Если в отношении российской базы в Белоруссии можно еще объяснить ее существование необходимостью "подменить" находящиеся не в лучшем состоянии и не молодеющие ВВС союзника России, то ВВС Польши можно назвать самыми сильным среди стран Восточной Европы - одних F-16 у поляков 48, причем они более новые, чем у самих американцев.

Размещение небольших групп истребителей в странах, лишенных собственных ВВС, с целью выполнения задач ПВО мирного времени - недопущения пересечения границы и сопровождения потенциальных нарушителей, без сомнения является осмысленным и полезным, но увеличение этих групп не дает ничего с практической точки зрения. Одно ли звено или три-четыре, состоящих из разнотипных самолетов ВВС нескольких стран - в обоих случаях ударный потенциал против технически развитого противника практически нулевой, а для выполнения вышеуказанных задач на маленькой территории хватит и одного.

Схожая ситуация и с B-52 и B-2 - перебазирование пяти самолетов не меняет с военной точки зрения ничего. Оставшиеся на континенте десятки машин и так могут, если надо, "дотянуться" до любой точки мира.

Таким образом, действия НАТО это сугубо политические шаги - демонстрация готовности прийти на помощь союзникам. Нет ничего общего с временами настоящей холодной войны, когда рассеянные по аэродромам Европы сотни самолетов двух политических блоков были готовы и способны за считанные часы превратить всю ее в ядерное пепелище. Мы наблюдаем "игру в холодную войну", игру в первую очередь на публику. Если смотреть в перспективу - США наверняка продолжат базирование в Польше на ротационной основе. Размещать там постоянную авиабазу, вероятнее всего, не будут по финансовым причинам. В Прибалтике усиление Baltic Air Policing сойдет на нет, когда ослабнет "медийная" составляющая кризиса. Скорее всего, блок НАТО отреагирует на переход Крыма под российскую юрисдикцию (и вероятное скорое обновление и усиление там российской авиационной группировки) поддержкой Румынии. Примером может послужить размещение там в конце апреля 2014 года шести истребителей CF-18 "Хорнет" ВВС Канады. Если период противостояния НАТО и России затянется, стоит ждать миссии "Romania Air Police".

Каким образом стоит реагировать на это России? Спокойно и без эмоций. Поскольку реальной угрозы они не несут, а представляют собой скорее пиар-акции, то и не стоит убеждать общественное мнение этих стран в реальной необходимости подобных шагов, действиями, подобными "налетам на Стокгольм". США пытается консолидировать НАТО, используя образ России как врага - незачем помогать им в этом. Россия, конечно, обязана обеспечивать безопасность партнера по союзному государству путем размещения на его территории истребительного авиаполка (раз этот путь выбран, есть и альтернативные - например, оснащение его ВВС на льготных условиях современной техникой и обучение личного состава).

Остается надеяться, что кризис в отношениях России и США-НАТО не усугубится и времена настоящей холодной войны, а не игр в нее, не вернутся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российский совет по международным делам». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка