О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиаперевозчиков дисциплинируют рублем

По всей стране в разгар туристического сезона авиаперевозчики ежедневно задерживают десятки рейсов

По всей стране в разгар туристического сезона авиаперевозчики ежедневно задерживают десятки рейсов.

При этом время задержки может доходить до суток. Парламентарии тем временем взялись за разработку изменений в Воздушный кодекс, в соответствии с которыми непунктуальных авиаперевозчиков, задерживающих вылет, будут штрафовать.

Инициаторы законопроекта предлагают взимать с авиакомпаний 10% от стоимости рейса при задержке на один час, 15% - за два часа. Исключение будет делаться только при задержках по метеорологическим условиям.

Для авиакомпаний предлагаемые меры могут стать серьезной нагрузкой, хотя с точки зрения пассажиров - это нормально. Лично мною такая система штрафов приветствуется. Хорошо, что может появиться дополнительный стимул и в то же время ограничитель.

Но мне кажется, что в законопроекте надо четко зафиксировать определения условий, которые могут стать оправданием для авиакомпаний при задержках рейсов. Например, на пять дней лег туман, или метет метель и полоса обледенела. А если идет обычная стандартная производственная деятельность, то следует требовать более жестко за нарушение прав пассажиров.

Стоит обратить внимание еще на один момент, который, как мне кажется, не учитывается в законодательстве.  Некоторые перевозчики стали прибегать к обтекаемой формулировке "рейс задерживается по решению авиакомпании".

При этом пассажирам не объясняют, что стало причиной задержки. Пассажирам такая формулировка непонятна. Между тем, она не должна оставлять вопросы как у руководителей авиакомпании, аэропорта, всех обеспечивающих полет служб, так и у пассажиров. Такие "творческие находки" тоже хотелось бы регулировать законодательно.

В советское время с задержками, кстати, обстояло примерно также. То есть из рук вон плохо, и они были часты. Но тогда Министерство гражданской авиации боролось с нарушителями. Шло их ранжирование по виновности. Эта политика была жесткая и односторонняя. Правда, тогда была своя особенность, которая заключалась в том, что негосударственной авиации не существовало и потому регулировать ее было проще. Но тогда же не было и целенаправленной политики защиты прав пассажиров, демократизации и либерализации этого процесса.

Каковы сегодня шансы у предлагаемого документа стать законом в наиболее гуманном для пассажира виде? Это зависит сейчас от слишком многих обстоятельств.

Если проект будет хорошо проработан и принят в декларируемом виде, это будет только правильно. Но, повторю - нельзя допустить перегибов, как это у нас часто бывает.

Для этого следует учесть доводы всех сторон, чтобы документ не вышел односторонним. В противном случае может оказаться так, что новая норма просто не будет работать. Такое мы уже проходили, как, например, работает запрет разговоров по сотовому телефону за рулем? Или запрет распития спиртных напитков на детских площадках? Или тот же запрет курения? Не хотелось бы, чтобы хороший законопроект постигла та же участь.

Односторонняя спешка, односторонний "нагиб" другой стороны не нужны никому. Надо, чтобы процесс был прозрачен для всех участников рынка. Все авиаперевозчики должны понимать - да, будет сложнее, но это справедливый элемент защиты прав пассажиров. Заодно надо соотнести предполагаемые действия с международной практикой развитых стран, сравнить, не вылезаем ли мы на три корпуса вперед.

В заключение хотелось бы напомнить, что авиабилет является договором об оказании услуг авиаперевозчиком. Если договор не выполняется одной из сторон, а необоснованная задержка рейса является невыполнением договора, пассажир может требовать неустойку в установленном законодательством России порядке. Другой вопрос - часто ли он пользуется своим правом…...
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка