О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Все посадки ждут, а тут нате..."

Инцидент, случившийся в аэропорту Барселоны, где аргентинский лайнер "подрезал" самолет Utair, стал предметом шумного разбирательства

Без пяти секунд ЧП, случившееся на этой неделе в аэропорту Барселоны, стало хитом в интернете и предметом шумного разбирательства. Увидев на полосе выруливающий самолет, российский экипаж в последний момент увел лайнер на второй круг. И правильно сделал, убеждены наши эксперты. Последствия могли быть самыми печальными. Испанцы с этим не согласны. Так кто же прав?

Итак, "Боинг-767-300" авиакомпании "ЮТэйр", заходивший 5 июля на посадку в аэропорту Барселоны Эль-Прат, лишь в последний момент разминулся с неожиданно появившимся на полосе "Аэробусом A340-300" аргентинского перевозчика Aerolineas Argentinas. Экипаж российского лайнера оперативно оценил ситуацию и резко поднял самолет. Зафиксированные видеокамерой любителя кадры буквально взорвали интернет. Видеоролик наглядно демонстрирует, как снижающийся "Боинг" взмывает вверх и уходит на второй круг, чтобы не столкнуться с пересекающим взлетную полосу другим самолетом. Запись этого шокирующего инцидента, который вполне мог завершиться катастрофой, за несколько дней набрала на YouTube более 15 млн просмотров.

Оценки произошедшего участниками многочисленных форумов резко разнятся. Если профессиональные авиаторы в большинстве своем считают, что пилоты действовали как предписано летными законами ("нормальная реакция летчиков, не более", "так и должны поступать полноценно обученные пилоты"), то остальные, представляющие многочисленную армию авиапассажиров, - в плену восторженных эмоций: "Молодцы!", "Знай наших!" Есть и такая запись: "Трудно представить, каково было пассажирам в эти минуты:" А Елена Н., видимо, пассажир российского "Боинга", поделилась не слишком приятным, что вполне понятно, воспоминанием: "Звук-то посадки вроде слышала, самолет снижается, вот-вот касание будет... Все посадку ждут, а тут вдруг нате, снова на взлет..."

Ну а что думают по этому поводу профессионалы? Испанцы и аргентинцы поспешили сразу же всех успокоить: "Не возникло ситуации, которая могла повлечь за собой риск". Представители профессиональной Ассоциации диспетчеров Испании в интервью по горячим следам категорично заверили радиостанцию Cadena Ser, что произошедшее в аэропорту Барселоны нельзя считать чрезвычайным происшествием. "Это абсолютно нормальная ситуация, которая повторяется сотни раз в день в европейских и других аэропортах", - заверил официальный представитель ассоциации Хесус Педрас.

По его словам, распространенное в интернете видео "вводит в заблуждение" - оно снято с определенной точки, которая дает ощущение того, что расстояние между самолетами меньше, чем оно было на самом деле. То есть обман зрения? Но Cadena Ser цитирует официального представителя испанского профсоюза пилотов Sepla Ариэля Шокрома, который абсолютно уверен: как минимум один из двух самолетов находился не там, где должен был быть в тот момент. Какой из двух, гадать не надо: конечно же, не тот, кто, получив разрешение на посадку, зашел на выделенную ему диспетчерами посадочную полосу.

Впрочем, если верить изданию "Эль Паис", Агентству испанских аэропортов и аэронавигации (AENA) все-таки придется тщательно расследовать события 5 июля. Ведь от изображения на видеоролике никуда не деться: там определенно видно, как A340-300 вместимостью около 300 человек пересекает полосу 02, направляясь к полосе 25R, чтобы вылететь в Буэнос-Айрес...

Экипаж же российского "Боинга" действия своих аргентинских коллег и местного диспетчера, скажем так, не слишком приветствует. Второй пилот Кирилл Кузьмин в интервью изданию Siberian Times рассказал: "Перед тем как приблизиться к взлетно-посадочной полосе, мы услышали, как диспетчер разрешает аргентинцам пересечь полосу только после того, как мы приземлимся. Пилоты аргентинского самолета повторили слова диспетчера, что означает: они услышали и поняли команду. Но затем внезапно и без какой-либо причины они выехали прямо на полосу в то время, когда мы уже снизились на высоту менее 100 метров. Диспетчер явно растерялся и замолчал... Нам не оставалось ничего другого, кроме как зайти на посадку во второй раз. Подобную ситуацию мы прорабатывали много раз на тренировках".

По словам командира экипажа Николая Лимарева, инцидент мог быть куда серьезнее, если бы погода была похуже. "Чтобы завершить второй круг, нам потребовалось около 15 минут. Когда закончили его, мы снова приблизились к аэропорту и удачно приземлились. При подъезде к аэропорту диспетчер извинился перед нами по радиосвязи".

Что касается наших экспертов, то они соглашаются с оценкой руководством авиакомпании "ЮТэйр" действий российского экипажа в аэропорту Барселоны: "В данной ситуации командир воздушного судна своевременно и адекватно оценил сложившуюся ситуацию, проявив при этом хладнокровие и высокое профессиональное мастерство". На вопрос "Труда", заслуживают ли поощрения члены экипажа, если будет доказано, что они предотвратили авиакатастрофу, заместитель генерального директора "ЮТэйр" Лев Кошляков ответил утвердительно. Но предложил не торопиться с выводами: еще предстоит профессиональный "разбор полетов", в котором примут участие российские и испанские авиационные власти, а также члены Европейской комиссии по безопасности полетов.

Профессиональный специалист в области управления воздушным движением, президент консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников уже сегодня не оспаривает правомерность решения наших пилотов уйти на второй круг, хотя и не видит в этом особого геройства: "Надо только приветствовать то, что командир действовал в строгом соответствии с приложением 2-й конвенции ИКАО (Международной авиационной организации), наделяющем его исключительным правом принимать решение при обстоятельствах, могущих представлять угрозу для безопасности полета. Кстати, есть золотое правило авиации: "Уход на второй круг - это не ошибка, а мудрость пилота!" Тем более в ситуации, когда еще не известно, как поведет себя находящийся на полосе лайнер: а вдруг у него нештатные проблемы начнутся, скажем, с шасси?

Что касается действий командира аргентинского экипажа, там сплошные недоуменные вопросы: он ведь просто обязан был (даже при разрешении диспетчера), прежде чем начинать движение лайнера по полосе, посмотреть направо и налево, проверить, есть ли кто в глиссаде. Да и вообще неясно, на каком языке общались между собой авиаторы двух испаноязычных стран, что могло добавить неразберихи в ситуацию..."

Кстати, в подтверждение этой мысли Шелковникова есть повод привести запись на форуме одного из действующих российских пилотов: "В двух разных испаноязычных странах на разных континентах столкнулся с принципиальным нежеланием тамошнего народа говорить по-английски, хотя видно было, что понимают его. Ну не любят они английский!"

Интриги в последующие события добавляет и тот факт, что буквально накануне, 23 июня, жюри Международного совета аэропортов (Airport Council International) присудило первое место барселонскому аэропорту в категории аэропортов Европы с пассажиропотоком более 25 млн человек в год. Аэропорт Эль-Прат занял верхнюю строчку в топе благодаря его экологической безопасности и регулярным инвестициям в инфраструктуру. Может, потому испанцы, не желая уронить лицо, так рьяно отстаивают свою версию, что "ситуация была под контролем аэропортовских властей"? Так ведь июльский случай не единичный: в подобной нештатной ситуации побывали и пилоты других государств. По неофициальной информации, в нынешнем году аналогичный стресс испытали пилоты самолета, следующего в Барселону из Дублина. Экипаж тогда так же за несколько секунд до приземления увидел самолет, выруливающий на взлетно-посадочную полосу. Тщательнее надо, ребята, утверждал известный сатирик......
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка