Автор: Ольга Корзик, Анна Челак
Опубликовано: 11.07.2014, 10:16
 

Идеи вразлет

Властям Башкирии рекомендуют возродить внутрирегиональные перелеты


[image]

Правительству Башкирии предложили реанимировать программу развития авиасообщения внутри региона, которая была заморожена из-за дороговизны и нерентабельности в 2011 году. Реконструкция и ввод в эксплуатацию аэропортов в муниципалитетах вошли в проект Транспортной стратегии республики до 2030 года, разработанный по заказу госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству "Башкирдортранспроектом". По информации "Ъ", в правительстве проект планируют обсудить в августе. Отраслевые эксперты к нему по-прежнему относятся скептично.

ГУП "Республиканский проектно-изыскательский институт "Башкирдортранспроект"", разработавший по заказу госкомтранса Транспортную стратегию республики до 2030 года, предусмотрел в ней, в числе прочего, восстановление авиасообщения между городами региона. На обсуждении проекта в экспертном совете Курултая по инфраструктурному развитию авторы стратегии сделали вывод, что отсутствие регулярных перелетов между муниципалитетами - одна из основных проблем в сфере воздушного транспорта республики. Вторая проблема, по их мнению, износ основных фондов воздушного транспорта.

Разработчики предлагают правительству ввести в эксплуатацию аэропорты местного и регионального значения в Сибае и Нефтекамске, которые реконструировали в 2010-2011 годах. Также, по их мнению, необходимо реконструировать аэродромы и аэровокзальные комплексы гражданской авиации в Белорецке и Стерлитамаке.

Анализа экономического эффекта от реализации этих мер представители "Башкирдортранспроекта" не предоставили, чем вызвали критику главы госкомтранса Ильяса Мунирова. "Зачем мне строить в Нефтекамске аэропорт, если оттуда доход я не возьму и не перевезу людей?" - возмутился чиновник. Он добавил, что стратегия вовсе не напоминает "книгу, по которой инвестор придет в республику".

Напомним, что причиной заморозки региональной целевой программы "Развитие воздушного транспорта на территории РБ на 2009-2020 годы" с бюджетом 28 млрд руб. стали сомнения в перспективах ее окупаемости. К тому времени ОАО "Международный аэропорт Уфа" (МАУ) вложило в восстановление аэропортов в Сибае и Нефтекамске 200 млн руб., следующими должны были стать аэропорты Белорецка и Стерлитамака. "Обкатать" местную маршрутную сеть по договору с правительством должны были уфимские подразделения авиакомпании UTair на принадлежащих "Региональному фонду" самолетах L-410. Фактически программа полетов была заморожена после двух месяцев полетов в Сибай. В UTair объяснили решение отсутствием субсидий от государства, а в правительстве тем, что аэропорт был непригоден к эксплуатации в зимних условиях. В МАУ планировали передать аэропорты на баланс муниципалитетов, но те отказались из-за высокой стоимости содержания объектов.

По словам директора "Башкирдортранспроекта" Андрея Федина, в правительстве стратегию планируют обсудить в августе. Проект предусматривает, в частности, создание базового перевозчика в аэропорту Уфы, закупку для него авиапарка, в том числе вертолетного, пояснили в институте.

Ильяс Муниров вчера на звонок на мобильный телефон не ответил.

В пресс-службе аэропорта Уфы сказали, что считают содержание аэропортов в Сибае и Нефтекамске на своем балансе нецелесообразным. Руководство аэропорта договаривается об их передаче в собственность республики для использования в области неавиационной деятельности. Перспектив организации коммерческих перевозок на этих площадках в аэропорту не видят, добавили в пресс-службе.

Скепсис разделяет Вильгельм Капп, курировавший коммерческое направление деятельности МАУ до 2013 года. "Такая авиация нужна в труднодоступных регионах типа Сибири или Якутии, но не у нас, где есть развитое дорожное сообщение,- убежден он.- Главный вопрос: кто за это будет платить? Ни у аэропорта, ни у республики лишних денег нет".

Рамиль Тимиргазин, руководивший МАУ в 2011-2012 годах, считает, что перспектив внутренней авиации "не будет в ближайшие 10 лет точно", так как "себестоимость таких рейсов намного выше уровня окупаемости".

По мнению главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого, "такие программы должны формироваться в связке с планами экономического развития региона, с появлением точек экономического притяжения", а "если там изначально ничего нет и есть альтернативные пути сообщения, развивать авиацию незачем".

Глава отраслевого портала "Авиа.ру" Роман Гусаров полагает, что авиационные перевозки внутри регионов могут осуществляться "государственной авиакомпанией на условиях субсидирования" или в рамках государственно-частного партнерства, "но в любом случае при поддержке из бюджета". "Сами такие рейсы никакой экономической целесообразности сегодня не имеют. Они могут помогать ведению бизнеса на территориях и в целом повышать доходы от экономической деятельности",- заключил эксперт.

 

Дайджест прессы за 11 июля 2014 года | Дайджест публикаций за 11 июля 2014 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ-Уфа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Тимиргазин Рамиль, L-410, Международный аэропорт "Уфа", Авиакомпания Utair (в процессе тестирования)