О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новые глаза старому железу

Российский ВМФ получил новый боевой самолет - Ил-38Н. Аппарат, предназначенный для выслеживания и уничтожения вражеских подводных лодок, оснащен принципиально новым прицельным оборудованием

Российский ВМФ получил новый боевой самолет - Ил-38Н. Аппарат, предназначенный для выслеживания и уничтожения вражеских подводных лодок, оснащен принципиально новым прицельным оборудованием. Он стал еще одним примером того, как давно опробованные армией и флотом платформы получают новую жизнь после модернизации.

Морская авиация Северного флота во вторник получила первый серийный противолодочный самолет Ил-38Н, оборудованный новейшим прицельно-навигационным комплексом "Новелла", необходимым для ориентирования в пространстве, а также поиска и наведения на цели торпедного и ракетно-бомбового вооружения. Машина, получившая имя "Радий Папковский", была передана гендиретором КБ "Ил" Юрием Юдиным представителям морской авиации ВМФ в подмосковном Жуковском. Особую пикантность событию придало то, что новейшую электронику российские военные согласились поставить на самолет, разработанный несколько десятилетий назад.

Ил-38 - военная версия знаменитого пассажирского авиалайнера Ил-18 - совершил первый полет еще в далеком в 1961 году. И до последнего времени верой и правдой служил сначала советскому, а затем и российскому Военно-морскому флоту. На тот момент машина была оборудована прицельно-навигационным комплексом "Беркут". Стояла на вооружении морской авиации Северного и Тихоокеанского флотов. Главной задачей "Илов" было патрулирование территориальных вод вблизи российского побережья в поиске подводных лодок противника. Причем, по замыслу конструкторов, экипаж машины мог не только обнаружить вражескую субмарину, но и уничтожить ее с помощью торпедного вооружения.

Военные еще тогда признали, что "Беркут" не так хорош, как того бы хотелось. И, что самое обидное, существенно уступает американскому конкуренту Р-3С Orion, так как был заточен строго под борьбу с подводными лодками. "Орион" же мог противодействовать не только подводным, но и надводным кораблям, осуществлять океанский патруль и радиоразведку. Однако полноценной модернизации комплекса ни в 60-х, ни в более позднее время не последовало. Советские и российские адмиралы жили иными проблемами, решая проблему поиска и уничтожения иностранных субмарин корабельными средствами.

"Самолет не случайно получил имя "Радий Попковский", - сообщил газете ВЗГЛЯД гендиректор ОАО "Ил" Юрий Юдин, - Именно благодаря ему - выдающемуся конструктору ОКБ Ильюшина, в начале 90-х годов была начата программа модернизации самолетов Ил-38".

И вот теперь самолет наконец получил обновленную версию своей главной боевой системы. По словам конструкторов, система "Новелла" способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные - до 320 км. При этом система одновременно удерживает в поле зрения 32 цели как над, так и под водой. Применяется для ведения радиолокационной подводной, надводной и воздушной разведок, выдает целеуказание. Комплекс объединяет цифровую ЭВМ с постами управления для двух операторов, каждый из которых оборудован 13- дюймовыми жидкокристаллическими индикаторами, и пост командира, оснащенный большим монитором.

"Все блоки соединяются между собой через специальные шины. Такое решение позволяет интегрировать любое целевое оборудование по выбору заказчика", - подчеркивает Юдин. - В общем, получился полноценный аналог современного американского Р-8 Poseydon".

"Этот самолет значительно повысит боевой потенциал противолодочной составляющей флота, - уверен командир 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России генерал-майор Алексей Сердюк. - Поисковая производительность увеличилась в четыре раза. - Один обновленный самолет сможет выполнять задачи на площади, в четыре раза превышающей прежний район работ Ил-38. Есть возможность провести техническую разведку, выдавать целеуказания. Планер самолета, по его словам, просто великолепный, позволяет благодаря характеристикам выполнять задачи в дальней и ближней морской зоне".

Для поиска, обнаружения, сопровождения и уничтожения современной подводной лодки не нужны сверхзвуковые скорости. Достоинство Ил-38 в том, что он имеет дальность полета в 2,2 тысячи км. Этого вполне достаточно, чтобы неспешно барражируя вблизи побережья вести разведку. В случае, если лодка или отряд кораблей будут обнаружены иными средствами флота, Ил-38 окажется в этой точке раньше основных сил. И сможет самостоятельно начать преследование или даже атаку на цель или целую группу целей.

В арсенале машины 9 тонн боевой нагрузки: торпеды, противолодочные бомбы, морские мины, спасательные контейнеры, морские маркеры - ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-12Д. И даже противокорабельные крылатые ракеты. Во всяком случае, подобная возможность есть на модернизированном по заказу индийских ВМС в 2005 году Ил-38, получившем обозначение Ил-38SD (Sea Dragon - "Морской змей"). Установленный на нем прицельно-навигационный комплекс позволяет применять российские противокорабельные крылатые ракеты Х-35, а так же торпеды АПР-3. По контракту с Минобороны России ОАО "Ил" модернизирует 5 Ил-38.

Модернизация старой техники вполне обоснованна. Например, американцы до сих пор используют ровесник И-38 Р-3С Orion. Эти машины сопровождают едва ли не каждый выход российских кораблей в океан. Понятно, что это совсем не те самолеты, что поднялись в воздух в 1959 году. Такая же судьба у вертолета Ми-24. Его новая модификация Ми-35 похожа на предшественника только внешне - внутри совсем другая авионика, система управления оружием и навигации. Не менее масштабное обновление идет и на кораблях ВМФ. Многие современные ракетные и артиллерийские системы имеют модульную конструкцию, что позволяет без изменения архитектуры корабельных настроек и внутренних помещений заменять устаревшие системы на новые.

Например, по открытым данным, в ходе модернизации ударных ракетных АПЛ проекта 949 типа "Антей" в ходе замены ракетного комплекса "Гранит", на более современный "Оникс", в высвобождающиеся 24 ракетные шахты удастся поставить 72 новые сверхзвуковые крылатые ракеты. Точно так же можно сделать и на тяжелых атомных крейсерах проекта 1144 типа "Орлан". Первый из этих кораблей - "Адмирал Нахимов" не так давно встал в док Северодвинского машиностроительного предприятия.

Модернизация в некоторых случаях оправданней создания полностью новых систем оружия. Вызвано это, прежде всего тем, что воспроизвести заново некоторые носители, например, такие, как крейсера проекта 1144, в настоящих условиях ни технически, ни экономически невозможно. Точно так же как и построить с "нуля" новые Ил-38. Зато, заменив на них электронику и ударные средства, можно не только сэкономить деньги, но и повысить боевой потенциал прекрасно зарекомендовавших себя носителей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка