РАПСИ
17 июля 2014, 16:34
"Добролет" залетел в арбитраж
Национальный авиаперевозчик ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" пытается защититься от киберсквоттера, незаконно использующего бренд дочерней авиакомпании - лоукостера "Добролет"
Иск на минувшей неделе был предъявлен к создателю сайта dobrolet-avia.ru - петербуржцу Владиславу Полякову. По мнению перевозчика, это доменное имя схоже с зарегистрированным товарным знаком "Добролет" и используется для распространения дешевых авиабилетов, тем самым вводя потребителей в заблуждение. Помимо пресечения нарушения исключительных прав, ОАО "Аэрофлот" требует взыскать с господина Полякова компенсацию в размере 1 млн рублей, а также передать права на домен законному владельцу бренда.
Давай расстанемся у трапа...
Созданный петербуржцем сайт использует традиционные механизмы поиска билетов (через сторонний метапоисковик). В разделе новостей размещены преимущественно сообщения настоящего "Добролета", хотя на каждой странице указано об отсутствии связи с лоукостом и национальным перевозчиком. Собственного контента практически нет.
Не свидетельствует о добросовестности владельца домена и дата его регистрации - 10 октября 2013 года, через 6 дней после создания ООО "Добролет". Хотя товарные знаки головная компания (ОАО "Аэрофлот") зарегистрировала значительно позже: словесный - в январе этого года, группу графических - 8 июля. Буквально в тот же день в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области был подан иск против Полякова.
Стороны конфликта уклонились от комментариев, но все опрошенные эксперты убеждены в обоснованности требований авиакомпании. Ведь приоритет на товарный знак считается не с момента его регистрации, а с даты подачи заявки. "Аэрофлот" первый раз обратился в Роспатент аж в марте 2013 года. "Домен был зарегистрирован значительно позже даты приоритета товарного знака, а потому о "добросовестной регистрации домена" в данном случае речь идти не может. Поэтому, по моему мнению, обладатель домена должен постараться пойти на мировое соглашение и передать администрирование владельцу товарного знака", - рекомендует Валерий Мордвинов, член правления Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга.
"Чтобы "обрушить" регистрацию домена, нужно иметь ранее появившееся фирменное наименование или товарный знак с приоритетной датой подачи заявки. В обоих случаях обязательным условием является совпадение видов деятельности, - поясняет Вадим Усков, директор компании "Усков и партнеры". - Поэтому в споре с владельцем сайта dobrolet-avia.ru у "Аэрофлота" есть шансы".
Между тем эксперты напоминают, что судебная практика по доменным спорам неоднозначна. В первоначальном варианте части IV Гражданского кодекса РФ предусматривалось признать домен средством индивидуализации. "Однако в принятой редакции домены выпали из числа объектов, добросовестная регистрация которых могла бы помешать регистрации товарных знаков и фирменных наименований. Коммерческое обозначение формально тоже может быть противопоставлено при регистрации знака, но очень трудно установить дату их появления и, соответственно, приоритета", - говорит Мордвинов.
...мы не увидимся уже
Патентоведы указывают и на признак недобросовестности со стороны авиакомпании, которая зарегистрировала товарный знак по всем 45 классам международной классификации и по исчерпывающему перечню товаров и услуг. Всего в свидетельство на знак "Добролет" вписано почти восемь тысяч наименований! В частности, крупнейший авиаперевозчик планирует оказывать похоронные услуги, продавать гробы, свечи, взрывчатые вещества и запальные фитили, яды, огнестрельное оружие, похоронные урны, организовывать религиозные собрания и так далее. Подав такую заявку, ОАО "Аэрофлот" обязался приступить к их выпуску или оказанию услуг в течение ближайших трех лет - в противном случае регистрация может быть аннулирована.
С другой стороны, очевидно, что такая регистрация - единственный способ пресечь появление клонов, оказывающих на первый взгляд сторонние услуги, но под раскручиваемым брендом. Для этого законный владелец бренда и использует так называемые "знаки-блокироваторы". Хотя в ситуации с "Добролетом" они могут сыграть злую шутку: авиаторы, как известно, народ суеверный.
В том числе поэтому аналитики отрасли считают затеянную "Аэрофлотом" игру "не стоящей свеч". "Проблемы лежат в формальной плоскости взаимоотношений владельцев торговой марки и сайта. Причем последнему расстаться с сайтом на сегодня ничего не стоит - он не раскручен, никакого ценного контента не содержит. Уверен, что даже косвенная привязка к "Добролету" ничего не дает. С другой стороны - зачем "Аэрофлоту" судиться с таким пустяковым ресурсом?", - рассуждает Роман Захаров, аналитик отраслевого журнала "Линия полета".
Все опрошенные убеждены, что добросовестной авиакомпании логично было бы предложить гражданину Полякову мирный способ решения вопроса, но в лоукосте такой вариант де-факто отрицают. "По этой категории споров нет обязательного досудебного порядка", - заявили РАПСИ в пресс-службе ООО "Добролет". Хотя на самом деле судебного процесса, возможно, и не будет: пока иск "Аэрофлота" оставлен без движения из-за неправильного расчета госпошлины. Поскольку арифметическая ошибка со стороны юристов национального перевозчика маловероятна, можно предположить, что иск - своего рода "предупредительный выстрел". Если Поляков пойдет навстречу, дело банально "спустят на тормозах".
Неприкасаемые
Вадим Усков напоминает о главном домене - dobrolet.ru. Он еще в 2002 году был зарегистрирован одноименной петербургской звукозаписывающей студией, которая работает с 1996 года. Директор компании Константин Мацеюн признался РАПСИ, что представители авиакомпании пытались контактировать, но "совершенно беспредметно". "Ни у нас к ним, ни у них к нам ничего нет. Если выйдут с интересным экономическим предложением - сделка возможна", - говорит Мацеюн.
В отличие от ситуации с сайтом dobrolet-avia.ru, возможные виды "Аэрофлота" на домен звукозаписывающей студии эксперты считают бесперспективными: "Он появился более 12 лет назад, добросовестно используется, а сама студия известна как минимум в музыкальных кругах. Поэтому никаких правовых претензий к ней ОАО "Аэрофлот" иметь не может. Хотя домен dobrolet.ru явно более важен для авиакомпании, нежели используемый господином Поляковым", - убежден Усков.
"С моей точки зрения, иск ОАО "Аэрофлот" к петербургской студии "Добролет" относительно домена dobrolet.ru, если он будет подан, может квалифицироваться как злоупотребление правом, - полагает Елена Бедарева, российский и евразийский патентный поверенный фирмы. - Ведь таковым, в частности, признается попытка зарегистрировавшего товарный знак лица запретить использование домена с обозначением, ранее ставшее широко известным благодаря как раз владельцу сайта".
Для предупреждения споров добросовестным гражданам и организациям перед выбором домена она предлагает на сайте налоговой службы провести поиск организаций, которые имеют соответствующее фирменное наименование, а в поисковых системах Роспатента поиск на тождество и сходство с зарегистрированным товарным знаком. "В обоих случаях нужно учитывать однородность деятельности. Стоит подать заявку и на регистрацию не только домена, но и товарного знака", - поясняет Бедарева.
А Роман Захаров указывает на недоработку маркетологов и управленцев ОАО "Аэрофлот": "Серьезная компания перед объявлением о новом бренде проверяет, свободно ли схожее доменное имя, и сразу же его регистрирует"....
Авторские права на данный материал принадлежат «РАПСИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции