О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Добролет" залетел в арбитраж

Национальный авиаперевозчик ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" пытается защититься от киберсквоттера, незаконно использующего бренд дочерней авиакомпании - лоукостера "Добролет"

Национальный авиаперевозчик ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" пытается защититься от киберсквоттера, незаконно использующего бренд дочерней авиакомпании - лоукостера "Добролет". Но начавшийся судебный процесс может ударить по имиджу самого "Аэрофлота", заявившего о намерении оказывать, в том числе, похоронные услуги и продавать гробы.

Иск на минувшей неделе был предъявлен к создателю сайта dobrolet-avia.ru - петербуржцу Владиславу Полякову. По мнению перевозчика, это доменное имя схоже с зарегистрированным товарным знаком "Добролет" и используется для распространения дешевых авиабилетов, тем самым вводя потребителей в заблуждение. Помимо пресечения нарушения исключительных прав, ОАО "Аэрофлот" требует взыскать с господина Полякова компенсацию в размере 1 млн рублей, а также передать права на домен законному владельцу бренда.

Давай расстанемся у трапа...

Созданный петербуржцем сайт использует традиционные механизмы поиска билетов (через сторонний метапоисковик). В разделе новостей размещены преимущественно сообщения настоящего "Добролета", хотя на каждой странице указано об отсутствии связи с лоукостом и национальным перевозчиком. Собственного контента практически нет.

Не свидетельствует о добросовестности владельца домена и дата его регистрации - 10 октября 2013 года, через 6 дней после создания ООО "Добролет". Хотя товарные знаки головная компания (ОАО "Аэрофлот") зарегистрировала значительно позже: словесный - в январе этого года, группу графических - 8 июля. Буквально в тот же день в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области был подан иск против Полякова.

Стороны конфликта уклонились от комментариев, но все опрошенные эксперты убеждены в обоснованности требований авиакомпании. Ведь приоритет на товарный знак считается не с момента его регистрации, а с даты подачи заявки. "Аэрофлот" первый раз обратился в Роспатент аж в марте 2013 года. "Домен был зарегистрирован значительно позже даты приоритета товарного знака, а потому о "добросовестной регистрации домена" в данном случае речь идти не может. Поэтому, по моему мнению, обладатель домена должен постараться пойти на мировое соглашение и передать администрирование владельцу товарного знака", - рекомендует Валерий Мордвинов, член правления Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга.

"Чтобы "обрушить" регистрацию домена, нужно иметь ранее появившееся фирменное наименование или товарный знак с приоритетной датой подачи заявки. В обоих случаях обязательным условием является совпадение видов деятельности, - поясняет Вадим Усков, директор компании "Усков и партнеры". - Поэтому в споре с владельцем сайта dobrolet-avia.ru у "Аэрофлота" есть шансы".

Между тем эксперты напоминают, что судебная практика по доменным спорам неоднозначна. В первоначальном варианте части IV Гражданского кодекса РФ предусматривалось признать домен средством индивидуализации. "Однако в принятой редакции домены выпали из числа объектов, добросовестная регистрация которых могла бы помешать регистрации товарных знаков и фирменных наименований. Коммерческое обозначение формально тоже может быть противопоставлено при регистрации знака, но очень трудно установить дату их появления и, соответственно, приоритета", - говорит Мордвинов.

...мы не увидимся уже

Патентоведы указывают и на признак недобросовестности со стороны авиакомпании, которая зарегистрировала товарный знак по всем 45 классам международной классификации и по исчерпывающему перечню товаров и услуг. Всего в свидетельство на знак "Добролет" вписано почти восемь тысяч наименований! В частности, крупнейший авиаперевозчик планирует оказывать похоронные услуги, продавать гробы, свечи, взрывчатые вещества и запальные фитили, яды, огнестрельное оружие, похоронные урны, организовывать религиозные собрания и так далее. Подав такую заявку, ОАО "Аэрофлот" обязался приступить к их выпуску или оказанию услуг в течение ближайших трех лет - в противном случае регистрация может быть аннулирована.

С другой стороны, очевидно, что такая регистрация - единственный способ пресечь появление клонов, оказывающих на первый взгляд сторонние услуги, но под раскручиваемым брендом. Для этого законный владелец бренда и использует так называемые "знаки-блокироваторы". Хотя в ситуации с "Добролетом" они могут сыграть злую шутку: авиаторы, как известно, народ суеверный.

В том числе поэтому аналитики отрасли считают затеянную "Аэрофлотом" игру "не стоящей свеч". "Проблемы лежат в формальной плоскости взаимоотношений владельцев торговой марки и сайта. Причем последнему расстаться с сайтом на сегодня ничего не стоит - он не раскручен, никакого ценного контента не содержит. Уверен, что даже косвенная привязка к "Добролету" ничего не дает. С другой стороны - зачем "Аэрофлоту" судиться с таким пустяковым ресурсом?", - рассуждает Роман Захаров, аналитик отраслевого журнала "Линия полета".

Все опрошенные убеждены, что добросовестной авиакомпании логично было бы предложить гражданину Полякову мирный способ решения вопроса, но в лоукосте такой вариант де-факто отрицают. "По этой категории споров нет обязательного досудебного порядка", - заявили РАПСИ в пресс-службе ООО "Добролет". Хотя на самом деле судебного процесса, возможно, и не будет: пока иск "Аэрофлота" оставлен без движения из-за неправильного расчета госпошлины. Поскольку арифметическая ошибка со стороны юристов национального перевозчика маловероятна, можно предположить, что иск - своего рода "предупредительный выстрел". Если Поляков пойдет навстречу, дело банально "спустят на тормозах".

Неприкасаемые

Вадим Усков напоминает о главном домене - dobrolet.ru. Он еще в 2002 году был зарегистрирован одноименной петербургской звукозаписывающей студией, которая работает с 1996 года. Директор компании Константин Мацеюн признался РАПСИ, что представители авиакомпании пытались контактировать, но "совершенно беспредметно". "Ни у нас к ним, ни у них к нам ничего нет. Если выйдут с интересным экономическим предложением - сделка возможна", - говорит Мацеюн.

В отличие от ситуации с сайтом dobrolet-avia.ru, возможные виды "Аэрофлота" на домен звукозаписывающей студии эксперты считают бесперспективными: "Он появился более 12 лет назад, добросовестно используется, а сама студия известна как минимум в музыкальных кругах. Поэтому никаких правовых претензий к ней ОАО "Аэрофлот" иметь не может. Хотя домен dobrolet.ru явно более важен для авиакомпании, нежели используемый господином Поляковым", - убежден Усков.

"С моей точки зрения, иск ОАО "Аэрофлот" к петербургской студии "Добролет" относительно домена dobrolet.ru, если он будет подан, может квалифицироваться как злоупотребление правом, - полагает Елена Бедарева, российский и евразийский патентный поверенный фирмы. - Ведь таковым, в частности, признается попытка зарегистрировавшего товарный знак лица запретить использование домена с обозначением, ранее ставшее широко известным благодаря как раз владельцу сайта".

Для предупреждения споров добросовестным гражданам и организациям перед выбором домена она предлагает на сайте налоговой службы провести поиск организаций, которые имеют соответствующее фирменное наименование, а в поисковых системах Роспатента поиск на тождество и сходство с зарегистрированным товарным знаком. "В обоих случаях нужно учитывать однородность деятельности. Стоит подать заявку и на регистрацию не только домена, но и товарного знака", - поясняет Бедарева.

А Роман Захаров указывает на недоработку маркетологов и управленцев ОАО "Аэрофлот": "Серьезная компания перед объявлением о новом бренде проверяет, свободно ли схожее доменное имя, и сразу же его регистрирует"....
Авторские права на данный материал принадлежат «РАПСИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка