Автор: Екатерина Глебова
Опубликовано: 25.07.2014, 16:11
 

Чем Ульяновск смог заслужить этот статус


[image]

В Ульяновске завершается подготовка к III Международному авиатранспортному форуму (МАТФ-2014) - мероприятие пройдет с 14 по 16 августа. Впрочем, амбиции региона предоставлением площадки для общения авиастроителей и потребителей их продукции не ограничиваются - это лишь составляющая масштабного инфраструктурного проекта "Авиационная столица России".

Еще несколько лет назад губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил: "Вы найдите мне город в России со столь уникальным производственным и географическим потенциалом". Действительно, Высшее училище гражданской авиации, крупнейший в России авиационно-промышленный комплекс "Авиастар-СП", международная авиакомпания "Волга-Днепр", контролирующая более половины мировых перевозок сверхтяжелых и уникальных грузов, аэропорт им. Н. Карамзина,  международный аэропорт "Восточный" - таков далеко не полный перечень местных гигантов авиационной отрасли. Как обеспечить развитие всего этого комплекса, руководство области задумалось еще в 2005 году - в то время, по признанию самих чиновников, потенциал местных авиационных производств использовался лишь на 15% от реальных возможностей.

От слов к делу

Ульяновск обладает уникальной инфраструктурой и кадровым потенциалом для создания транспортных и пассажирских воздушных судов. Инвести­ционное законодательство и региональная государственная поддержка позволяют создавать на территории региона сборочные производства с последующей локализацией воздушных судов авиации общего назначения, а также беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Формирующийся IT-кластер в кооперации с Ульяновским авиационным кластером обеспечит появление уникального центра развития авиации общего назначения (АОН) и БПЛА.

Вильдан Зиннуров, первый заместитель председателя правительства Ульяновской области, в беседе с "Известиями" констатировал: "Еще в 2005-2006 годах был проведен глубокий анализ авиационной отрасли и выявлены основные сегменты, уже сформированные в регионе: производство и обслуживание воздушных судов, перевозки воздушным транспортом, подготовка кадров, развитие авиации общего назначения и авиационные виды спорта". Однако этим комплексам нужна была единая платформа, и в 2007 году губернатор Сергей Морозов предложил запустить проект "Авиационная столица России". Специализация же будущего кластера - транспортное авиастроение - определилась после того, как было принято решение о переносе производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск, а также когда стартовала программа модернизации Ан-124 "Руслан".

В какой-то момент стало очевидно, что региону и стране в целом необходима деловая площадка, объединяющая в авиации производство, сервис, транспорт, обучение, власть, науку, бизнес. Да, есть Ле-Бурже, Фарнборо и МАКС, но это авиасалоны другого уровня. Здесь же было необходимо мероприятие такого формата, чтобы проблемы производства, эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов можно было обсуждать на базе действующего предприятия. "Для нас это не только возможность увидеть и представить новинки отечественной авиационной техники, но и шанс показать партнерам наш завод - как он продвинулся с точки зрения своего технического перевооружения", - отмечает Сергей Дементьев, генеральный директор компании "Авиастар-СП".

Однако долгое время единой коммуникационной площадки для такого обсуждения вопросов транспортного авиастроения в нашей стране не существовало. "Большинство авиафорумов и авиасалонов в мире ориентированы на развитие космических технологий, гражданского авиастроения в массовых сегментах, демонстрацию и продажу боевой авиации. Есть форумы, нацеленные на авиацию общего назначения, гидроавиацию, - поясняет Вильдан Зиннуров. - Собственно, на основе всех исследований, изучения опыта в июне 2010 года и родилась идея создания специализированной коммуникационной площадки - Международного авиатранспортного форума". Местом проведения МАТФа был выбран аэропорт Ульяновск-Восточный, который является "колыбелью" большинства транспортных самолетов Ан-124 "Руслан", в настоящем - это Ил-76, а в будущем - тяжелых транспортников, создаваемых в России.

Первый МАТФ прошел в апреле 2011 года. За дискуссионным столом тогда собрались 750 делегаций из 12 стран мира - авиастроители, авиаперевозчики, инвесторы, представители региональных и федеральных властей. Итогами форума остались довольны все: федеральные министерства получили экспертные заключения российских и зарубежных отраслевых специалистов в виде проектов поручений, региональные правительства смогли поделиться своим опытом ведения авиационной деятельности, крупнейшие российские и зарубежные компании презентовали бизнес-кейсы и инвестиционные проекты, провели необходимые переговоры и совершили экскурсии на авиационные предприятия области.

Тогда же было подписано соглашение о сотрудничестве с устроителями Московского аэрокосмического салона (МАКС), в соответствии с которым МАТФ и МАКС чередуются по годам и проводятся раз в два года начиная с 2012-го.

Бонус для отрасли и области

Проведение подобных мероприятий - дело, выгодное не только для отдельно взятой Ульяновской области, но и для отрасли в целом, подчеркивают эксперты. Недаром форум пользуется завидной поддержкой, в том числе со стороны Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора), Объединенной авиастроительной корпорации, Союза российской экономики в Великобритании. Мероприятие даже вошло в официальную программу Министерства иностранных дел Российской Федерации - в рамках проекта "перекрестных" годов России и Великобритании - 2014.

Предполагается, что такие дискуссии придают импульс инновационному развитию промышленности. Официальные же цели форума - борьба за конкурентоспособность авиатранспортной отрасли России, повышение престижа авиационных профессий в современном обществе. Кроме экспертного сообщества в мероприятиях принимают участие молодежные и ветеранские объединения, регулярно проводится награждение ведущих специалистов и авторов лучших авиационных проектов, организуются соревнования по авиационным видам спорта.

Не остается в убытке и регион, где проходят встречи. Так, внушительные инвестиции "пришли" в Ульяновскую область по итогам уже первого форума - к примеру, 150 млн рублей по соглашениям с компанией "Газпромнефть-Аэро", 450 млн рублей - в рамках расширения сотрудничества с авиакомпанией "Трансаэро". Авиационный завод "Витязь" и "Авиасолюшн групп" приняли решение об инвестировании в особую экономическую зону портового типа более 1 млрд рублей.

Как рассказал Вильдан Зиннуров, основные темы дискуссий предыдущих форумов в этом году будут "сохранены": финальная сборка воздушных судов, подготовка кадров и профориентационная работа для авиастроения, перевозки воздушным транспортом, развитие авиации общего назначения. "Но отличительная черта МАТФ-2014 от предыдущих форумов - от эпитета "будет" мы переходим к слову "есть". У нас сегодня есть: первый серийный Ил-76МД-90А, инфраструктура портовой особой экономической зоны и производственные объекты первых резидентов, завод "Аэрокомпозит-Ульяновск", полностью обновленный аэропорт, проект строительства жилья "Авиастар - Новое поколение", новый Центр трансфера технологий, профильные кафедры и ресурсные центры для подготовки специалистов и многое другое. Мы предлагаем участникам МАТФ-2014 посмотреть воочию, при желании посетить предприятия авиационного кластера", - констатировал заместитель председателя правительства Ульяновской области.

Что касается официальных мероприятий, то их запланировано немало. Из наиболее зрелищных - открытие завода по производству изделий из композиционных материалов компании "Аэрокомпозит-Ульяновск" и передача первого серийного самолета Ил-76МД-90А Министерству обороны России.

Помимо этого на форуме пройдет финал I Всероссийского конкурса "Топ-100 лучших инженеров России" в сфере конструирования, инженерной графики и написания управляющих программ для станков с ЧПУ. "Этот конкурс очень важен для воспитания специалистов нового поколения. Свыше 300 студентов, магистров, аспирантов высших и средних учебных заведений, молодых инженеров промышленных предприятий со всей России смогут проявить мастерство проектирования и моделирования, получить статус лучшего специалиста страны в сфере компьютерного инжиниринга, обратить на себя внимание профессионалов и обменяться опытом",- отмечает Людмила Егорова, координатор проекта "Российский инжиниринг" Ульяновского регионального отделения общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России".

Запланирован и первый в России турнир-тренинг "Глобальная перевозка" по управлению авиатранспортным бизнесом среди молодежных команд, а также международный молодежный форум "Я - авиатор!". "Эти мероприятия очень важны для связи работодателя и будущих специалистов в системе "профориентация - кадровый потенциал",- считает Сергей Ерофеев, заместитель генерального директора компании "Анкор-Авиа".

Финальной же точкой серии встреч по уже устоявшейся традиции станет грандиозное авиашоу с участием ведущих пилотажных групп Российской Федерации. Кстати, для самых маленьких гостей на площадке форума будет работать детский городок аттракционов.

"Учитывая, что круг участвующих в подготовке форума практически неизменен, особых проблем с его организацией у нас нет, все наши специалисты работают профессионально. Другое дело, что довольно ощутимые "колебания" мы ощущаем у наших иностранных партнеров. Из-за ситуации на Украине и связанных с этим действий и демаршей Евросоюза, США состав и "качество" участников постоянно меняются, - признался Вильдан Зиннуров. - Тем не менее интерес со стороны иностранных участников по-прежнему высок. Те же российские бизнесмены и управленцы, которые были включены в санкционные списки и не смогли поработать на зарубежных площадках, например в Фарнборо, смогут сделать это у нас на МАТФ-2014".

Не МАТФом единым

Впрочем, "авиационная жизнь" в регионе не затихает и между форумами - гордое звание авиастолицы ведь надо оправдывать. Как сообщили "Известиям" в правительстве области, особую ставку в регионе сделали на работу с молодежью. Так, недавно в Ульяновской области начал действовать специальный проект по созданию системы профориентации, который осуществляется Центром кластерного развития. "Первый этап проекта - это анализ местных практик по профориентации и объединение лучших из них в систему международного уровня. А в этом отношении в Ульяновске есть на что посмотреть, - убежден Сергей Ерофеев. - К примеру, у нас есть Молодежная авиационная академия, на всех крупных предприятиях авиакластера есть свои профориентационные продукты. Скажем, компания "Авиастар-СП" проводит ежегодную профильную олимпиаду "Молодые авиастроители". Здесь же организована работа кружков 3D-моделирования и регулярно проходит день открытых дверей. Предприятие "Волга-Днепр" работает с детьми следующим образом: в течение года два раза в месяц группа старших школьников при помощи профессионалов погружается в тонкости процесса грузовых перевозок".

В этом году в регионе стартовала профориентационная программа "Авиалето" - ее основные мероприятия организованы в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ). Одно из самых любопытных и зрелищных состязаний - это ИЛюшин день: в течение суток в ДОЛах пройдут специальные конкурсы и представления, посвященные истории корпорации "Ил", к примеру, соревнования "Полет в будущее" или интерактивное шоу "Построй самолет".

Специализированная смена запланирована и в лагере "АэроСтарт". "Она должна стать экспериментальной площадкой для разработки инновационных моделей социального партнерства и взаимодейст­вия профильных учебных заведений региона и работодателей. В течение смены спецотряд "полетает" на специальных тренажерах, поработает вместе с мастерами "Авиастара" и постигнет азы "общения" с парашютами вместе с нашими десантниками", - поясняет Сергей Ерофеев.

Что же касается тех, кто с будущей профессией уже определился, то в течение 2014-2015 годов в Ульяновской области должен быть создан международный ресурсный центр по подготовке кадров для авиационного кластера и отрасли машиностроения. В нем будет вестись обучение в том числе по программам среднего профессионального образования, переподготовке кадров и повышению квалификации по рабочим профессиям. Занятия должны проходить в Ульяновском техническом колледже и Ульяновском авиационном колледже.

Партнером проекта по созданию на территории Ульяновской области международного ресурсного центра выступила компания "Авиастар-СП" - соответствующее соглашение было заключено в ноябре 2013 года. Объем софинансирования со стороны предприятия составил 11 млн рублей - эти деньги ушли на модернизацию учебно-материальной базы двух колледжей. Само же соглашение принесло области еще один бонус - позволило войти в перечень 45 субъектов Федерации - победителей одного из конкурсов, объявленных Минобрнауки России. И получить в 2014 году из федерального бюджета 17,3 млн рублей - в качестве субсидии за особо успешное "совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования".

Разработана в области и стратегия по привлечению "состоявшихся" кадров в авиационную сферу. Мощным подспорьем здесь стала жилищная программа "Авиастар нового поколения", запущенная компанией "Авиастар-СП" еще в 2012 году. Программа предполагает строительство порядка 4 тыс. квартир для сотрудников предприятия. Как оказалось, активная работа идет в регионе и по привлечению соотечественников из-за рубежа - прежде всего из Узбекистана, где, напомним, еще со времен СССР собиралось по 50-60 самолетов Ил-76 в год. Около 100 высококлассных авиационных специалистов изъявили желание переехать в Ульяновскую область с Украины - после того, как там разразились известные события. В правительстве Поволжского региона заверяют: ульяновцы готовы рассматривать кандидатуры граждан России со всех уголков страны. Потенциальные работники могут приехать на работу, например, "на условиях реализации жилищной программы и обеспечения социального пакета".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 июля 2014 года | Дайджест публикаций за 25 июля 2014 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: АЭРО, Морозов Сергей, Зиннуров Вильдан, Дементьев Сергей, АэроКомпозит-Ульяновск, АэроКомпозит, Аэропорт Ульяновск, Холдинг ИНЖИНИРИНГ, Авиакомпания "Волга-Днепр", Союз машиностроителей России, Газпромнефть-Аэро, Авиастар - самолетное производство, Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Ан-124-100 Руслан, Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), Волга-Днепр, Ил-76, Ил-76 МД, Импульс (в процессе тестирования)