О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Смелость авиаконструктора

Судьбе было угодно, чтобы осенью 1947 г., я, выпускник института, впервые перешагнувший порог ОКБ А.Н. Туполева, вскоре познакомился с Сергеем Михайловичем

Ведь были ж светлые умы?
Какие люди были…

Судьбе было угодно, чтобы осенью 1947 г., я, выпускник института, впервые перешагнувший порог ОКБ А.Н. Туполева, вскоре познакомился с Сергеем Михайловичем. Кто знает, быть может, именно это встреча решила мою дальнейшую судьбу, и я до сих пору служу родной авиации в рядах истинных Туполевцев.

В тот период КБ, занимавшее часть построенного еще до войны здания, готовилось к созданию двух действительно этапных машин, до наших дней охраняющих мирное небо: Ту-16 и Ту-95.

Работа над этими самолетами была, безусловно, не только творческой и напряженной, но и, не побоюсь утверждать, вдохновенной! Безусловно, общий тон задавался бригадой общих видов (позднее - отдел, а затем - подразделение технических проектов) во главе с Сергеем Михайловичем Егером, а проще - С.М. Немногие люди у нас в КБ удостаивались теплого и уважительного обращения между сотрудниками. Это можно было только заслужить, а С.М. заслужил, несмотря на молодость (ему тогда было немногим за тридцать). Смелость - вот что, в первую очередь, отличало С.М.!

Когда КБ разрабатывало, практически одновременно, Ту-16 и Ту-95, и решался вопрос о запуске Ту-16 в серийное производство, речь пошла о создании второго опытного самолета для ускорения испытаний. С.М., буквально в самый разгар, работы, предложил перепроектировать самолет по "правилу площадей".

И генеральный конструктор, и главный поддержали его, разделив всю ответственность с ним. Но какой получился корабль! Он заметно превосходил первую опытную машину, и в этом обличии его запустили в серийное производство сразу на трех (!!!) заводах.

Шли годы, и Ту-16 у нас в стране заменил другой туполевский самолет, также разработанный в техпроектах под руководством С.М. А что же Ту-16? А он, правда, с более современными двигателями, еще работает в Китае, с которым продолжается авиационное содружество.

Самолет Ту-95 поразил авиационный мир своей неожиданностью. Как же - двигатели с винтами огромного диаметра на стреловидном крыле!

С.М. яростно, на всех уровнях, защищал детище нашей фирмы. Он вложил в него весь уже немалый

накопившийся опыт и, если хотите, научное предвидение. Действительно, как никто в нашем коллективе, С.М. умел смело заглядывать за горизонт, не вставая на цыпочки.

На макетной комиссии один молодой полковник обратился к С.М.: "Как это Вас угораздило поставить винтовую силовую установку на стреловидном крыле?". Ответ был незамедлительный: "Когда не понимаешь - лучше молчать". Нет полковника, нет С.М., нет многих…., но Ту-95 во многих вариациях по сей день служат нашему Отечеству, охраняя и обеспечивая мирный труд и жизнь людей.

Заботливо воспитывая и поддерживая молодежь, уважительно относясь к старикам, С.М. пользовался уважением и любовью всего коллектива. Он первым в КБ понял пользу и необходимость создания группы ведущих конструкторов по отдельным типам машин и их модификациям. По этому примеру и в других отделах организовывались подобные группы, что и упрощало и лучше организовывало работу.

Устраивал ли С.М. разносы? О, да! И какие! Но никогда они не были обидными и длительными. С.М. мгновенно "отходил" и, начавшись бурно, разговор переходил в спокойное и, как правило, дружеское русло.

Особый разговор о Ту-154. Практически впервые КБ приступило к созданию чисто пассажирского самолета без заимствования и оглядки на военные машины. С.М. горячо и, можно утверждать, с восторгом работал над этим лайнером. И вполне закономерно, что через некоторое время он стал главным конструктором Ту-154.

Мне всегда везло с учителями. Представьте: ведь в 1960-1975 гг. пятнадцать лет я работал непосредственно под руководством С.М. - сначала ведущим конструктором Ту-134, а затем - Ту-154. Какая это была школа!

Склоняя голову перед памятью своего учителя, я говорю: "Слава Сергею Михайловичу Егеру - великому человеку и конструктору!"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка