О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На хабаровском заводе отметят юбилей одного знаменитого и необычного ремонта

В сентябре этого года исполнится 85 лет со дня встречи в Хабаровске экипажа самолета под названием "Страна Советов"

В сентябре этого года исполнится 85 лет со дня встречи в Хабаровске экипажа самолета под названием "Страна Советов". Под руководством летчика Семена Шестакова за 137 летных часов, с 23 августа по 30 октября 1929 года, машина АНТ-4 пролетела 21242 км по маршруту Москва - Омск - Хабаровск - Петропавловск-Камчатский - остров Атту - Cиэтл - Сан-Франциско - Нью-Йорк. Этот перелет вошел историю авиации.
Стоит сказать, что было сделано два таких самолета и оба были использованы. Первая попытка случилась утром 8 августа, в тот же день самолет достиг Омска. Но на дальнейшем пути разбился во время вынужденной посадки в тайге в районе Читы. Экипаж остался невредим, вернулся в Москву. И вот 23 августа экипаж Шестакова снова вылетел по тому же маршруту, только на другом таком же серийном самолете.

Этот маршрут в то время никем не был облетан. Перелет представлял большие трудности с точки зрения метеорологических и аэронавигационных условий.

Над Уралом засбоил левый мотор, сели в Челябинске. Это был знак! За ночь все починили, но нормального топлива там не было и пришлось слетать в Курган. На подходе к Иркутску двигатель отказал вообще - еле дотянули до аэродрома. Три дня меняли мотор, пересидели дожди и низкую облачность. Следующая посадка планировалась в Хабаровске - последняя перед огромной водной стихией.

Из Николаевска до американского Сиэтла маршрут пролегал над Тихим океаном - почти 8 тысяч километров. Решено было сухопутное шасси заменить поплавковым.

Поплавки немецкого производства были доставлены заранее поездом из Москвы от самолета ЮГ-1, но нос их был удлинен на полметра из-за большей массы АНТ-4 по сравнению с массой ЮГа. Своих поплавков советская авиапромышленность тогда не производила в принципе.

Посадку экипаж Шестакова совершил на хабаровском аэродроме. Замена шасси на поплавки должна была производиться на судоремонтном заводе №179, что в Осиновском затоне, в 15 км от Хабаровска.

- Чертовски трудная работа: тридцатиметровый размах крыльев не позволял везти машину по городу. Пришлось тащить ее по целине, устраняя встречающиеся препятствия, - вспоминал потом аэронавигатор экипажа Борис Стерлигов в журнале "Вестник Воздушного Флота".

Колеса заменили на "лыжи" буквально за несколько часов. На хабаровском судоремонтном заводе оказались уникальные для того времени специалисты.

Однако после установки поплавков машина никак не хотела взлетать с воды Осиновского затона. Поднимется - сядет, поднимется - сядет. Не хватало скорости. После третьей попытки экипажу пришлось частично сбросить с самолета снаряжение и топливо. И только тогда взлетели с Амура. Следующая посадка - Николаевск-на-Амуре, за ним - Камчатка.

Особенно трудной стала часть маршрута, пролегающая в области туманов, начинающейся от Курильских островов. Этот участок потребовал от экипажа самолета исключительной выдержки.

В Сиэтле заменили второй двигатель, который доставили с одного из американских заводов. До Нью-Йорка потом летели почти без приключений.

- Это был первый подобный перелет, и впервые наш завод выполнил в короткий срок столь необычную технологическую процедуру, - говорит директор хабаровского судостроительного Петр Карась. - И это навсегда останется в истории нашего предприятия.

Стоит добавить, что техническое руководство перелетом 85-летней давности осуществлял знаменитый авиаконструктор Владимир Петляков, а морской частью перелета руководил мистический итальянец Роберто Бартини. Он, кстати, был в Хабаровске в 1919 году, во время первой мировой войны, в качестве военнопленного. Затем уже Бартини эмигрировал в СССР и стал главным конструктором советского гражданского флота и основателем новой отрасли в нашей стране по производству гидросамолетов и экранопланов.

Но это уже совсем другая история....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка