О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Небесные" санкции

Вслед за продовольственными санкциями для западных стран могут последовать ограничения на полеты самолетов европейских и американских авиакомпаний над Россией

Вслед за продовольственными санкциями для западных стран могут последовать ограничения на полеты самолетов европейских и американских авиакомпаний над Россией.

Первый залп "авиа-войны" был дан 30 июля, когда Евросоюз (ЕС) ввел санкции в отношении лоукостера "Добролет" ("дочки" "Аэрофлота"), о чем было извещено в "Официальном журнале" ЕС. С 4 августа "Добролет" из-за санкций был вынужден временно приостановить полеты по своим маршрутам.

Это ограничение со стороны европейцев подсказало российским властям мысль о введении аналогичных санкций для европейских, североамериканских и украинских воздушных судов.

Частично закрытое небо

Первая информация о том, что Россия может ответить на санкции против "Добролета" запретом на транссибирские перелеты из Европы в Азию, появилась в газете "Ведомости" 5 августа со ссылкой на неназванного высокопоставленного федерального чиновника.

По данным одного из собеседников газеты, разговоры о возможном ограничении транзита для европейских перевозчиков начались вскоре после первых санкций против России со стороны ЕС, однако "последней каплей" послужила именно остановка "Добролета" и штрафы украинцев за полеты в Крым (около $8,6 млн).

"Ведомости" напомнили, что для полетов из Европы в Азию авиакомпании используют самый короткий транссибирский маршрут и платят за это деньги "Аэрофлоту" - около $300 млн в год.

Как заявил газете человек, близкий к контрагенту крупных европейских авиакомпаний, основные плательщики - Lufthansa, British Airways, Air France в курсе проблемы и обеспокоены возможными убытками, которые оцениваются более чем в 1 млрд евро за три месяца санкций.

В этот же день премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече с министром транспорта Максимом Соколовым и заместителем гендиректора "Аэрофлота" Вадимом Зингманом сообщил, что намерен обсудить возможные ответные меры на действия ряда государств в отношении российских авиакомпаний.

Уже 7 августа Медведев заявил, что предложения о запрете пролета над территорией РФ самолетов из США и ЕС находятся "на столе".

"Правительство РФ рассматривает ряд ответных шагов, но это не означает, что они будут немедленно введены, тем не менее, они, что называется, на столе. Во-первых, это запрет использования воздушного пространства нашей страны для транзитных рейсов европейских и американских авиакомпаний в регионы Восточной Азии, то есть Азиатско-Тихоокеанский регион", - сказал Медведев на заседании правительства.

Говоря о других ответных шагах на западные санкции, премьер сообщил: "Во-вторых, прорабатывается вопрос об изменении так называемых точек входа и выхода в воздушное пространство России для регулярных и чартерных рейсов европейских и американских авиаперевозчиков".

Медведев отметил, что ответные меры разрабатываются российским правительством в связи с санкциями, введенными в отношении авиакомпании "Добролет".

"Наш первый низкобюджетный авиаперевозчик, так называемый лоукостер, 4 августа был вынужден приостановить свою работу в результате этих недружественных мер. Все европейские контрагенты отказались выполнять свои обязательства по договорам лизингов самолетов, их технического обслуживания и страхования, представлять аэронавигационную информацию", - сказал Медведев.

По его словам, "у российских граждан возникли из-за этого проблемы, которые мы вынуждены были решать".

В этот же день Медведев сообщил, что Россия запрещает транзит рейсов украинских авиакомпаний через свое воздушное пространство.

"Есть одно решение, которое правительством принято: речь идет о прекращении транзитных рейсов украинских авиакомпаний, выполняющих полеты через воздушное пространство России, в целый ряд стран: Азербайджан, Грузию, Армению, Турцию", - сказал Медведев.

Угроза ответных санкций

Котировки акций европейских авиакомпаний на фоне этих заявлений 5 августа упали, сообщало агентство Associated Press. Акции крупнейшей авиакомпании Европы Air France-KLM подешевели в ходе торгов на 3,2%, стоимость бумаг International Consolidated Airlines Group S.A. (IAG), объединяющей британского авиаперевозчика British Airways и испанскую Iberia, упала на 2,1%, германской Lufthansa - на 1,6%. Цена акций финской авиакомпании Finnair рухнула на 5%.

По оценке агентства Bloomberg, изучившего карту авиамаршрутов, главными жертвами возможного запрета станут Air France, Finnair и Deutsche Lufthansa AG. Если такой запрет все-таки будет введен, то для европейских и американских компаний он может иметь существенные последствия.

Примерно половина из 1,6 тыс. рейсов, совершенных за первую неделю августа через Сибирь, пришлась на авиакомпании ЕС, свидетельствуют данные, предоставленные Bloomberg веб-сервисом Flightradar24. В мировых масштабах транссибирские маршруты составляют лишь небольшую часть перелетов ведущих авиакомпаний Европы. Например, из 22 тыс. рейсов Lufthansa по всему миру за неделю лишь 1% проходил над территорией Сибири. Небольшая по размеру авиакомпания Finnair Oyj может пострадать больше всех: за неделю по 6 августа этот авиаперевозчик совершил 115 рейсов через Сибирь.

"Это может иметь последствия для многих авиакомпаний с пересадочными узлами во Франкфурте, Париже или Лондоне, которые пользуются этим воздушным пространством, - считает преподаватель Университета аэронавтики Эмбри-Риддл в штате Флорида Дэниел Фридензон. - Они будут вынуждены летать более длинными маршрутами и тратить больше топлива".

Но Европа в случае введения этих санкций не намерена оставаться в долгу. Официальный представитель Еврокомиссии в Германии австриец Рихард Кюнель в интервью радиостанции "Deutsche Welle" заявил, что в случае запрета ЕС может закрыть небо Европы для РФ.

Кюнель напомнил, что воздушные коридоры установлены международными договоренностями, которые обязана соблюдать и Россия так же, как и правила ВТО. Россия не может в одностороннем порядке принимать какие-либо меры, не нарушая при этом международное право, но если она пойдет на этот шаг, то ЕС сможет обратиться в соответствующие международные судебные инстанции.

Кроме того, по его словам, "международное право предусматривает также применение так называемого инструмента "возмездия" - принятия равнозначных ответных мер", то есть, закрыть небо над Европой для российских авиакомпаний и действовать по принципу "око за око, зуб за зуб.

Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ, Киев), крупнейший авиаперевозчик страны, вынуждена будет изменить трассы своих рейсов на Баку, Ереван и Тбилиси, чтобы исключить использование воздушного пространства России. Это приведет к удлинению маршрутов, увеличению времени в пути и, соответственно, затрат топлива и других операционных расходов, сообщила пресс-служба авиакомпании,

Ранее коммерческий менеджер авиакомпании "Визз Эйр Украина" Вадим Третяк сообщил "Интерфаксу", что маршруты, по которым следует авиакомпания, не пролегают через вышеуказанные территории, соответственно, решение РФ не повлияет на работу перевозчика.

Повременят с закрытием

Эксперты, опрошенные Interfax-Russia.ru, считают, что от введения запрета на полеты европейских компаний над Сибирью Россию сдерживает много факторов. Так, партнер "ФБК Право" Александр Ермоленко подчеркнул, что от принятия этого шага Россию могут удержать юридические и технологические сложности.

"Все перелеты осуществляются на основании международных договоров. Россия является членом IKAO, на нашей территории работают международные авиационные ассоциации, мы связаны большим количеством обязательств, поэтому ввести такой запрет довольно проблематично. Кроме того, это огромный пласт технологических и организационных изменений - ведь придется вносить коррективы в тысячи рейсов", - сказал Ермоленко.

Он подчеркнул, что воздушное пространство над Сибирью загружено относительно мало, поэтому комфортно для осуществления авиаперелетов, а для того, чтобы перенести рейсы в другие места, потребуются серьезные усилия и денежные вливания со стороны компаний. При этом возможный запрет скажется не только на финансовом состоянии европейских перевозчиков, но и на российском "Аэрофлоте".

"Структура доходов авиакомпании - в основном билеты, а расходы очень разнообразные, поэтому какие-то расходы и инвестиционные программы у "Аэрофлота" в случае введения санкций могут быть сокращены", - подчеркнул Ермоленко, отметив, что повышение стоимости билетов вряд ли произойдет.

При этом он сказал, что сейчас все еще сложно прогнозировать, решится ли Россия на введение этих санкций, ведь в сложившейся ситуации зачастую сторонами принимаются самые непростые решения.

По мнению политолога Павла Святенкова, угрозы России закрыть свое воздушное пространство для европейских и американских самолетов вряд ли будут претворены в жизнь.

"Мне кажется, на данном этапе, это действительно можно расценить скорее только как угрозу, потому что это слишком жесткий шаг. Конечно, он нанесет ущерб европейским компаниям и даст преимущество азиатским, но европейцы, в свою очередь, могут закрыть свое небо для нас, а для России европейские маршруты - одни из важнейших. Поэтому в данном случае это скорее демонстрация возможностей - что Россия может сделать, если Европа пойдет дальше в своих санкциях и попробует возложить их дальше на наши авиакомпании", - подчеркнул Святенков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка