О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пилот дальневосточной авиакомпании "Аврора": Я с детства мечтал летать

Пилот - инструктор самолета Airbus А319 дальневосточной авиакомпании "Аврора" рассказал о своей профессии, главном качестве командира самолета и благодарных пассажирах

Пилот-инструктор самолета Airbus А319 дальневосточной авиакомпании "Аврора" - Михаил Катрушенков родился во Владивостоке и с детства хотел стать летчиком. За своей мечтой он отправился в Казахстан, где поступил в училище. Сегодня за его плечами 28 лет трудового стажа и 13 тысяч налетанных часов. Корр. РИА PrimaMedia в преддверии Дня Воздушного Флота России побеседовал с Михаилом Юрьевичем о сложностях профессии, мыслях пилота на высоте 10 тысяч метров над землей и месте семьи в жизни тех, кто в небе.

- В детстве многие мальчики мечтают стать космонавтами и летчиками. А вы кем хотели стать?

- Я тоже, как и все, хотел стать летчиком. Так радовался, когда отец подарил мне первый пластмассовый самолетик. В подростковом возрасте читал много литературы о летчиках. Особое впечатление произвела "Повесть о настоящем человека" Бориса Полевого. В итоге я смог сохранить свою мечту до того момента, когда нужно было выбирать жизненный путь, и поступил в летное училище.

- Где проходили обучение?

- Я поставил себе планку: получить только высшее летное образование. В то время это можно было сделать только в двух городах СССР: в Актюбинске (Казахстан) и Кировограде (Украина). Мой выбор пал на Актюбинск. Конечно, сначала было трудно, после морского климата привыкнуть к степям Казахстана не просто. Но за 4 года я привык. Тем более, учеба была очень интересной. Самые яркие воспоминания - прыжки с парашютом, первый учебный и первый самостоятельный полет, когда инструктор остается на земле и два курсанта, вчерашних школьника, управляют воздушным судном. Впечатления неизгладимые.

- Сколько лет вы в профессии? Сколько часов налетали?

- Я отработал 28 лет, налетал 13 тысяч часов. Но это не такая большая цифра, наши ветераны авиации налетали значительно больше меня.

- Помните свой первый рейс? Куда летели? Какие чувства испытывали?

- Конечно. Такое не забывается. Это было 6 января 1986 года, я и мой первый инструктор Вячеслав Иванович Журавлев летели на ЯК-40 из Владивостока в Благовещенск с посадкой в Хабаровске. Было очень интересно и волнительно. Ведь учебные полеты проходят без пассажиров, а тогда у меня за спиной были 32 человека. К тому же хотелось показать свою выучку и не ударить в грязь лицом перед опытным командиром.

- За то время, что вы в профессии, какой самый необычный случай произошел на борту вашего самолета?

- Это случилось на воздушном судне авиакомпании "Владивосток Авиа" Airbus A330. Мы летели в Москву. Я дважды выходил в пассажирский салон и заметил женщину, которая стояла возле своего кресла. Я подошел поинтересоваться, что случилось, и увидел, что на ее месте лежал огромный кот весом больше 15 кг. Его хвост свисал в проходе, а голова лежала на коленях пассажира соседнего кресла. Женщина с гордостью рассказала, что везет гиганта на выставку. Так она и простояла весь полет.

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий пилот?

- Выдержкой и хладнокровием. Это самое важное.

- Полет воздушного судна делится на несколько этапов. Какие моменты самые напряженные?

- Думаю, посадка. Ведь одинаковых посадок не бывает. На этот процесс влияет много факторов: скорость и направление ветра, температура воздуха и т.д.

- Испытываете ли вы волнение каждый раз перед полетом? Если да, оно помогает или мешает сконцентрироваться?

- Когда пилот не будет испытывать волнения перед взлетом или посадкой, ему надо уходить из профессии. Бывает, становятся влажными ладони. Медики утверждают, что у каждого пилота на взлете и посадке учащается пульс, увеличивается давление. От этого никуда не деться. Это нормальная реакция организма, которая помогает сконцентрироваться на особо важных этапах полета.

- Если на борту самолета, которым вы управляете, находится ваша семья, сильнее переживаете?

- Когда управляю самолетом, где находится моя семья, испытываю юношескую гордость. Это очень приятно. Моя жена и старший сын летали на моих самолетах в качестве пассажиров неоднократно. Они остались довольны и, как мне кажется, даже начали относиться ко мне по-другому: больше зауважали (смеется).

- Почему командир воздушного судна обращается к пассажирам во время взлета и посадки?

- Во-первых, пассажиры должны чувствовать, что экипаж не просто управляет самолетом, но и выполняет работу для них. И пилоты, и бортпроводники - все работают на пассажиров, чтобы обеспечить максимальный комфорт. Во-вторых, конечно же, некоторые люди волнуются. И если они слышат спокойный уверенный голос командира, это снимает напряженность.

- О чем думает пилот на высоте несколько тысяч метров над землей?

- О разном. Нельзя сказать, что он думает только о том, как бы быстрее долететь. У пилотов обыкновенная жизнь, обыкновенная работа. И мысли, как и у всех, о себе, о семье, о чем угодно.

- Каждый полет уникален, или это привычное дело?

- Привычка недопустима. Если человек начинает относиться к профессии, как к рутине, нужно задуматься, а тем ли он занимается. Можно летать по одному и тому же маршруту много месяцев, но абсолютно одинаковых полетов не будет.

- Обычно пассажиры во время полета успевают почитать книги, посмотреть фильмы, обсудить какие-то вопросы. Насколько быстро проходит время полета для вас?

- Несмотря на то, что произошла большая автоматизация и компьютеризация полета, работы у пилота много. Постоянный контроль, ведение радиосвязи, настройка различных навигационных средств.

- У российских пассажиров есть традиция: хлопать в ладоши при удачной и мягкой посадке. Слышит ли пилот аплодисменты? Что они для вас значат?

- Звукоизоляция кабины пилотов не позволяет слышать аплодисменты. Но, в любом случае, мне об этом после полета с удовольствием рассказывают бортпроводники. Конечно, чертовски приятно. Это доказывает, что ты не зря выбрал эту профессию.

- Классифицируют ли летчики самолеты, как автомобили: тип, удобства и т.д.? Вам какие самолеты нравятся?

- Летчики делят самолеты, в первую очередь, по уровню оборудования. Я освоил много типов воздушных судов, сейчас летаю на Airbus A319. Влюбился в этот самолет. Это шедевр: большая автоматизация, все сделано для точности навигации и для безопасности.

- Пилот - это мужская или женская профессия?

- Мужская. Это мое личное мнение.

- У вас есть какие-нибудь профессиональные приметы?

- Бога, конечно, нет, но наказать может. Если возвращаюсь за чем-то забытым, обязательно посмотрю в зеркало.

- За годы работы пилотом вы, наверняка, побывали в разных городах и странах. Какие запомнились вам больше всего?

- Есть старый добрый анекдот на эту тему. Папа-летчик вернулся из Парижа, дочь расспрашивает, как там. Он ей отвечает: "Замечательно. Полоса 4 тысячи метров, освещение отличное, диспетчеры работают хорошо". Так и в жизни. Мы прилетаем, стоим час-два и вылетаем обратно. Но в этом плане мне помогла учеба.

- Работа пилота отнимает много времени. Получается, семья для тех, кто в небе, уходит на второй план?

- Работа, конечно, отнимает уйму времени. Но семья всегда на первом месте. Если у человека есть любимая работа и любимая семья, жизнь удалась.

- Насколько сегодня престижна профессия пилота?

- Что бы там ни говорили, престижность любой профессии измеряется зарплатой. В 80-90-ее года похвастаться было нечем. Сейчас зарплата пилота выросла и престижность тоже. Кто только не хочет стать пилотом!

- В какое время суток вам больше нравится летать: днем или ночью?
- Днем интереснее, шире обзор. Ночью хорошо летать в большие европейские или азиатские города, где не жалеют электричества (улыбается).

- Сколько полетов в день совершает пилот?

- Есть определенные саннормы. Разрешается работать до 12 часов. В это время обычно укладывается один или два полета.

- Если долго не летаете, например, находитесь в отпуске, тянет в небо, или от такой необыкновенной работы тоже накапливается усталость?

- В небо тянет всегда. Если человек выбрал для себя профессию летчика, то без работы, как и без семьи, жизнь не имеет смысла.

- Пилотом нужно родиться или можно стать?

- По статистике на Земле только 5% населения способны управлять самолетом. Сначала нужно попасть в эти 5%, а потом научиться.
- 17 августа в России будут отмечать День Воздушного Флота. Что бы хотели пожелать своим коллегам по отрасли?

- Мягких посадок....
Авторские права на данный материал принадлежат «PrimaMedia». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка