О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Беларусь сама начала работы по выносу минского авиаремонтного завода, не дождавшись инвестора

Беларусь собственными силами начала реализацию инвестиционного проекта по выносу минского авиаремонтного завода на территорию Национального аэропорта

Беларусь собственными силами начала реализацию инвестиционного проекта по выносу минского авиаремонтного завода на территорию Национального аэропорта.

Проблемный проект

Долгое время проект по переносу предприятия за пределы белорусский столицы относился к числу проблемных. Первоначально его должна была реализовать "дочка" российской группы "Итера" в обмен на возможность построить на освободившейся площадке в центре города многофункциональный центр "Минск-Сити".

Инвестдоговор был заключен в октябре 2008 года и предусматривал перенос завода из городской черты на территорию Национального аэропорта Минск и создание на его базе качественно нового современного центра по техническому обслуживанию и ремонту авиатехники.

Общая стоимость проекта по выносу предприятия и застройке освободившейся территории, который "Итера" начала реализовывать в начале 2009 года, оценивалась в сумму около $5 млрд. Завершить строительство "Минск-Сити" намечалось к 2020 году.

Однако, 16 февраля 2012 года президент Беларуси Александр Лукашенко принял решение расторгнуть договор с МГК "Итера", оценив темпы реализации проекта "Минск-Сити" как неудовлетворительные: с начала осуществления проекта в 2009 году было освоено около 0,5% заявленного объема инвестиций.

Представители "Итеры" объясняли медленные темпы освоения инвестиций последствиями разразившегося в 2011 году валютно-финансового кризиса в Беларуси, из-за которого проект стал убыточным. По мнению группы, реализацию проекта усугубило обязательство по переносу минского авиаремонтного завода, возложенное на инвестора. По расчетам МГК "Итера", перенос завода должен был обойтись в $200 млн. Группа заявила, что "необходимо корректировать схему работы и инвестирования, находить новые обоюдовыгодные и взаимоприемлемые решения".

Однако таких решений не было найдено, и Мингорисполком занялся поиском нового инвестора для "Минск-Сити", способного взять на себя ношу по выносу авиаремонтного завода. После долгих переговоров и поисков, конкурса на архитектурную концепцию застройки территории будущего многофункционального центра, не выявившего победителя, столичные власти провели в первой половине этого года конкурс по выбору инвестора застройки, об итогах которого пока ничего не известно.

Между тем в апреле 2014 года в Национальном аэропорту прошло совещание во главе с президентом страны, на котором министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак сообщил о планах начать весной первые строительные работы по переносу авиаремонтного завода. Тогда президент Александр Лукашенко поручил до конца года разработать четкую концепцию архитектурного проекта и бизнес-плана предприятия. "Я требую только одного - мы должны перед собой в этом плане ставить серьезные цели, не просто покрасить и жестянку какую-то произвести, а должны идти дальше", - подчеркнул глава государства.

Бюджетные деньги

По информации Минтранса, разработан инвестпроект по строительству авиаремонтного завода на территории Национального аэропорта. Реализовать его планируется за счет бюджетных средств, привлечение инвестора не планируется. В качестве сроков начала работ по проекту определен 2014 год. Проектом займется ОАО "Минский завод гражданской авиации N407" (бывший РУП "Минский авиаремонтный завод", 100% акций принадлежит государству).

Проектом предусматривается строительство цеха смывки и покраски воздушных судов типа Boeing-737, Falcon-20, Falcon-20-E5, A-320, CRJ-100 (200), HS 125 Serious 2 и других. Он также включает создание корпуса общего технического обслуживания и ремонта самолетов, предназначенного для одновременного обслуживания и ремонта соответственно не менее 2-4 самолетов типов Boeing-737, Ту-134, Як-40 или Як-42. Цех предназначен для выполнения чеков С и D на данной авиационной технике и ТО самолетов типа Ту-134, Як-40, Як-42.

Завод также будет состоять из корпуса для размещения механообрабатывающего и гальванического производств, помещений вспомогательного назначения, предназначенных для размещения административно-управленческих и инженерно-технических подразделений предприятия.

Планируется, что новый завод также будет осуществлять изготовление изделий для авиационной техники. Ожидается, что основными его клиентами станут компании-эксплуатанты вышеназванных воздушных судов из стран Таможенного союза, СНГ, а также ЕС. Годовой объем работы в 2020 году составит Br171,6 млрд, а рентабельность продаж — 16,2%.

Общие инвестиционные затраты по проекту оцениваются в размере почти Br906 млрд (около $65 млн). По данным Минтранса, к настоящему времени разработан предварительный бизнес-план проекта.

Первоначальным проектом еще "итеровских" времен планировалось возведение на первом этапе 4 цехов: цеха окраски самолетов любых марок с использованием современных технологий покраски (требуемый объем инвестиций - $44,6 млн), цеха технического обслуживания двигателей самолетов современных зарубежных марок Boеing, Airbus ($20 млн), цех общего технического обслуживания ($76,2 млн), а также цеха испытаний и диагностики технического состояния самолетов ($20,2 млн). Кроме того, $4,5 млн должно было уйти на обучение персонала и сертификацию, иные возможные затраты оценивались в $6 млн. Таким образом, общие инвестиционные затраты на реализацию проекта переноса завода при его модернизации оценивались в размере около $170 млн. Причем в инвестиционные затраты не входила стоимость устройства внутризаводской транспортной инфраструктуры, строительство рулежных дорожек и заводской стоянки для воздушных судов.

Инвестор лишним не будет

Между тем проект по выносу авиаремонтного завода из столицы сдвинулся с мертвой точки. Как сообщили в департаменте по авиации Минтранса, "начиная с прошлого года проект реализуется за счет средств государственной инвестпрограммы, предусмотрено соответствующее финансирование".

По данным департамента, сейчас ведутся работы на площадке, где разместится объект. Параллельно оформляются необходимые проектные документы.

Однако это не означает, что Беларусь окончательно отказалась от привлечения инвестора к реализации проекта по переносу и модернизации завода.

"Всегда хорошо найти стратегического инвестора, который может принести (на предприятие - ИФ) современные технологии", - считают в департаменте. В то же время там подчеркнули важность скорейшего строительства нового завода на территории аэропорта, напомнив об имеющихся планах столичных властей по застройке освобождающейся территории.

"Инвестор может присоединиться к реализации проекта и позже, может привнести в проект какие-то дополнительные аспекты", - добавили в отраслевом ведомстве. Там убеждены, что привлекательность проекта повышается, если какие-то работы в его рамках уже осуществлены и потенциальному инвестору не нужно начинать "все с нуля".

"Пока осваиваются те средства, которые уже выделены на проект из республиканского бюджета", - подчеркнули в департаменте.

О продолжающихся попытках найти инвестора свидетельствует также и то, что условия конкурса на выбор инвестора застройки территории комплекса "Минск-Сити", который проводил Мингорисполком, но пока не объявил о его результатах, предполагают финансирование инвестором затрат по выносу комплекса объектов гражданской авиации, расположенных в границах территории "Минск-Сити", в сумме эквивалентной не менее $114,5 млн (общая минимальная стоимость проекта "Минск-Сити" оценена в $3 млрд). А летом текущего года, когда Минск посетили представители Boeing, американской компании было предложено сотрудничество с авиаремонтным заводом. Тогда глава Минтранса А.Сивак, комментируя прошедшие переговоры, коснулся осуществляемых работ по выносу предприятия за пределы Минска. "Наша задача - далеко продвинуться в процессе строительства. Когда это случится, процесс переговоров с потенциальными инвесторами активизируется. Сейчас он довольно вялотекущий", - сказал министр. Минтранс также ранее заявлял о возможном сотрудничестве завода с российской стороной в сфере производства запчастей к самолетам.

По информации министерства, на текущий год на проект выделено Br30 млрд, однако с учетом задачи максимально активизировать работы средства могут быть освоены уже до конца года и может потребоваться дополнительное финансирование.

Ранее со ссылкой на пресс-службу президента сообщалось, что глава государства поручил "проработать вопросы, связанные с переносом авиаремонтного завода, его дальнейшим развитием и специализацией, в 4 квартале и доложить ему о результатах"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс-Запад». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка