О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Регионы задирают керосин

Росавиация отмечает рост цен на авиационный керосин

Росавиация просит оказать господдержку авиакомпаниям в связи с ростом цен на авиакеросин. Однако оптовые цены практически не выросли, а рост цен на авиатопливо отмечен лишь в ряде регионов, что может быть связано с инициативами руководства отдельных аэропортов. Правда, любое повышение цены может быть переложено на конечного потребителя.

Крупнейшие российские авиакомпании просят у государства экстренной поддержки. Как сообщает в четверг Росавиация, ведомство уже получило ряд предложений от ведущих авиакомпаний с просьбой рассмотреть возможность господдержки отрасли по примеру кризисного 2009 года.

При этом Росавиация обращает внимание на необоснованный рост тарифов на авиакеросин в ряде российских аэропортов. В частности, в июне - августе 2014 года в 30 аэропортах был зафиксирован рост цены авиакеросина на 6-7%, что в абсолютных величинах составляет 1-4 тыс. руб.

По мнению Росавиации, "необоснованные действия предприятий по топливообеспечению ведут к подрыву экономической деятельности авиаперевозчиков, и в первую очередь тех, которые уже находятся под введенными санкциями со стороны западных государств".

Под европейские санкции попал "Добролет", полностью прекративший полеты. "Аэрофлот" и "Трансаэро" теперь обязаны согласовывать каждый свой пролет над территорией Украины.

Официальный представитель "Трансаэро" заявил "Газете.Ru", что авиакомпания не обращалась в Росавиацию, отметив при этом, что компания поддерживает позицию ведомства по данному вопросу. Не поступало просьб о помощи и со стороны "Аэрофлота", отметили "Газете.Ru" в авиакомпании.

"В целом по а/п РФ не отмечается существенный рост цен на авиакеросин за последние три-пять месяцев, - отметили в пресс-службе "Аэрофлота". - Из 53 пунктов заправки в 33 аэропортах (а это более 75% всего объема заправок) у "Аэрофлота" формульное ценообразование (в привязке к мировым рынкам нефтепродуктов и курсу доллара США), зафиксированное на весь 2014 год. По таким аэропортам очевидна тенденция незначительного снижения цен в период апрель - август текущего года (3-4%).

В аэропортах с ценообразованием по тарифам ЦРТ (20 пунктов, объем заправок около 25%) за последние пять месяцев фиксируем колебания в пределах 10% (снижение за май - июнь с последующим ростом в июле). Наиболее проблемными можно назвать аэропорты с монопольными ТЗК, особенно топливозаправочные комплексы холдинга ОАО "НК "ЛУКойл" (Самара, Сургут, Сыктывкар, Тюмень - скачок цен в июле этого года, колебания апрель - август 6-7%)".

Комментариев S7 и Utair на момент сдачи заметки получить не удалось.

"Выводы Росавиации о необоснованном росте цен ошибочны, так как основаны на сравнении цен, устанавливаемых для разовых (спотовых) заправок компаний, которые не заключают долгосрочные контракты авиатопливного обеспечения, - комментируют ситуацию в "Роснефти". - Спотовые заправки составляют от 3 до 10% в различных аэропортах".

По словам представителя нефтяной компании, основной объем поставок авиатоплива осуществляется по долгосрочным контрактам, которые заключаются по результатам тендеров, проводимых авиакомпаниями.

"Цены таких поставок привязаны к рыночным индикаторам, в том числе международным, и из-за высокой конкуренции имеют ежегодную тенденцию к снижению, - поясняет представитель "Роснефти". - Кроме того, необходимо отметить, что спотовые продажи зависят от текущих рыночных индикаторов - биржевых торгов, которые имеют значительные сезонные колебания".

"Газпром нефть" на запрос о комментарии не ответила, представитель "ЛУКойла" отказался от комментариев.

По данным Thomson Reuters KORTES, средняя оптовая цена на авиакеросин в РФ с начала года выросла лишь на 1,4%, что в абсолютном выражении составляет примерно 540 руб. за 1 т. Для сравнения, по итогам 2013 года цены выросли на 1,9%. Больше всего цена на авиакеросин выросла в следующих аэропортах: Иркутск (+6,2%), Красноярск (+5%), Комсомольск-на-Амуре (Хурба, +4,8%), Мурманск (+4,5%) и Сочи (+4,5%).

По словам аналитиков TR KORTES, рост цен связан с макроэкономическими факторами. В частности, более высокие цены в аэропортах Иркутска и Красноярска объясняются аварией на Ачинском НПЗ (нефтеперерабатывающий завод "Роснефти", мощность которого составляет 7 млн т. В середине июня на Ачинском НПЗ произошел пожар, предприятие должно быть запущено осенью).

"Однако данный фактор скоро прекратит свое влияние на региональный рынок", - говорят эксперты TR KORTES. Они также отмечают, что во многих российских аэропортах цены за первое полугодие 2014 года снизились.

В "Роснефти" по этому поводу отметили, что в Красноярск для исключения дефицита и необоснованного роста цен на авиационное топливо после аварии на Ачинском НПЗ были оперативно перенаправлены объемы с других заводов компании. В результате чего цена топлива увеличилась только на стоимость дополнительной транспортировки. А вот в аэропорту Владивостока спотовые цены долгое время удерживались на низком уровне - это было связано в том числе и с позицией "Роснефти" по поддержке регионов, пострадавших от наводнения в 2013 году. В 2014 году уровень спотовых цен был постепенно доведен до рыночного уровня, соответствующего текущим биржевым ценам в регионе.

Снижение цен на авиакеросин отмечают и на биржевых площадках. Так, управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (в 2013 году на СПбМТСБ было продано около 2 млн т авиакеросина, что составляет примерно 19% от общего производства этого топлива в России) Павел Строков указывает, что как биржевой, так и внебиржевой индекс с января по август 2014 года, по отношению к аналогичному периоду 2013 года, снизились.

Также отмечено снижение с января по август текущего года. Если в январе биржевой индекс авиакеросина составлял 34,1 тыс. руб. за тонну, а внебиржевой - 29,67 тыс. руб., то в августе они снизились до 32,6 тыс. руб. и 27,5 тыс. руб. соответственно.

"Любое изменение стоимости авиакеросина (например, введение с 2015 года акцизов, которые, по оценкам Строкова, повысят цену топлива примерно на 7%), скорее всего, будет переложено авиакомпаниями на конечного потребителя, - предупреждает управляющий директор СПбМТСБ. - Такая схема, к сожалению, неоднократно применялась на рынке автомобильных бензинов".

Источник на российском топливном рынке говорит, что с учетом повышения цен на авиакеросин лишь в отдельных аэропортах и того, что биржевые цены даже снизились, речь идет о маркетинговой политике аэропортов. "Именно они повышают цены", - объясняет собеседник "Газеты.Ru"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка